Обзор объектива Юпитер-37А. Юпитер 3 фотоаппарат


Обзор Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П - 50 mm F 1.5

Интересный объектив Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П для обзора прислал Владимир Михайлович.

Обзор Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П

Существует много различных модификаций Юпитер-3, так как сам объектив выпускался на нескольких советских заводах и претерпел ряд модификаций. Номер моего экземпляра N5704933, а значит объектив был выпущен в 1957 году уже с ‘нашего’ советского оптического стекла. Этот обзор очень поверхностный, так как, по некоторым причинам, я не имею сейчас возможности протестировать Юпитер-3 с фокусировкой на бесконечность. Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П — это объектив от дальномерных камер с посадочной резьбой М39. На зеркальных камерах без переделки его можно использовать только как макро объектив. Я использовал Юпитер-3 50/1.5 на камере Canon EOS 350D с помощью самодельной конструкции. Как вообще использовать старые объективы с посадочной резьбой М39 на современных камерах Nikon читайте здесь, а на Canon здесь.

Вид Юпитер-3 50/1.5 на ЦЗК

Сейчас, в 2013 году, Юпитер-3 50/1.5 на барахолках продают по 150-200 у.е. Он считается одним из самых легендарных объективов Советского Союза, хотя первоначально был скопирован с немецкого Зоннара. Советские объективы со светосилой F/1.4, F/1.5 можно пересчитать по пальцам. Интересный обзор переделанного «на бесконечность» Юпитера-3 можете найти здесь.

Вид просветления объектива Юпитер-3 50/1.5

Объектив имеет однослойное просветление, на что указывает красная буква ‘П’ в названии объектива. Кольцо фокусировки вращается на 180 градусов, при фокусировке передняя линза не вращается, а хобот объектива слегка удлиняется. МДФ объектива составляет 1 метр.  Юпитер-3 50/1.5 интересен своей 13-ти лепестковой диафрагмой. Диафрагма регулируется плавно, без фиксированных промежуточных значений. Очень мало объективов может похвастаться 13-тью лепестками диафрагмы, которые формируют идеальное ровное отверстие, что создает правильные кружочки нерезкости.

Диафрагма объектива Юпитер-3

Примеры фотографий

Все снято на F/1.5. Объектив имеет шикарный необычный рисунок. Многие просто в восторге от боке объектива. Я использовал Юпитер-3 50/1.5 только в макро-режиме, потому мне сложно судить про качество фото в действительности. Но все же объектив дает сильный желто-зеленый оттенок на фото и имеет ярко выраженные сферические аберрации на F/1.5.

Мой опыт

На Canon 350D я посадил Юпитер-3 50/1.5 не с помощью обычного переходника, а просто утопил объектив в байонетной шахте камеры, после чего закрепил такую конструкцию непрозрачным скотчем. Таким образом я попытался несколько уменьшить макро эффект.

Я не рекомендую выбрасывать столько денег ради Юпитер-3 50/1.5, а вполне достойной заменой ему может служить младший брат объектива — Юпитер-8. Юпитер-8 и Юпитер-3 в моем печатном альбоме ‘бокенаторов’ занимают почетные места. Я был восхищен рисунком Юпитер-3 настолько, что заказал себе кинообъектив Юпитер-8 за 3 у.е. для макро экспериментов :) хотя давно зарекся «не покупать старую мануальную оптику!»

Размеры двух дальномерных полтинников

Каталог современных объективов марки 'Zenitar' и 'Helios' можете посмотреть по этой ссылке.

В последнее время мой блог 'Radojuva' требует огромных затрат на обслуживание и наполнение новыми материалами. Помочь Радоживе очень просто - делитесь материалами сайта с другими людьми (например - в социальных сетях), пишите комментарии (комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель).Выводы:

Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П — маленький, компактный супер-светосильный советский полтинник для дальномерных камер. Имеет очень приятный рисунок, но к сожалению, нет зеркальной версии объектива. В наше время Юпитер-3 50/1.5 стоит дороже многих ‘родных’ зеркальных автофокусных полтинников.

Интересную информацию по ЮПИТЕР-3 еще можете почитать в обзоре ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

За предоставленный объектив ЮПИТЕР-3 1,5/50 с серийным номером №720915 ( изготовлен на ЗОМЗ — Загорский оптико-механический завод), огромная благодарность Денису ‘10111’ Ткаченко.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

ЮПИТЕР-3 1,5/50 из данного обзора имеет внутренний байонет Contax-Киев RF и, в отличии от объективов с наружным байонетом Contax-Киев RF, не имеет кольца фокусировки, шкалы ГРИП и шкалы дистанции фокусировки. Много полезной информации про необычный байонет Contax-Киев RF можете найти в обзоре ЮПИТЕР-11 1:4 F=13,5см П с наружным байонетом Contax-Киев RF.

Существует большое количество советских модификаций ЮПИТЕР-3 с байонетом Contax-Киев RF, выпускавшихся в разное время и на разных заводах. Ниже расположена полезная информация про ЮПИТЕР-3 от Дениса:

Общеизвестно, что ‘ЮПИТЕР-3’ является советской копией знаменитого немецкого объектива ‘Carl Zeiss Jena Sonnar 1:1.5 f=5cm’, который был разработан талантливым конструктором-оптиком Людвигом Бертеле в 1932 году как сверхсветосильный объектив для фотоаппарата Zeiss Ikon Contax I.

Первоначально готовые объективы и линзоблоки оригинального Зоннара поставлялись в СССР в качестве репараций по итогам Второй Мировой войны. Во второй половине 40-х годов, по причине ликвидации запасов готовой оптики, в Германии было развернуто производство линзоблоков, которые затем поставлялись в СССР на Красногорский механический завод, и устанавливались в оправы под именем ‘ЗОРКИЙ ЗК 1:1.5 f=5см П’ (ЗК — Зоннар Красногорский, Зоркий — телеграфный адрес завода в военное время). Эти объективы производились как в варианте крепления М39х1/28.8, так и в оригинальном байонетном варианте для аппаратов Киев и Контакс. Характерным отличием этих объективов являются т.н. ‘ушки’ на кольце управления диафрагмой, которые перешли по наследству от Зоннаров.

Уже с 1948 года при участии немецких специалистов производство объективов было перенесено в СССР, на Красногорский завод, где объектив был пересчитан и выпускался из запасов немецкого оптического стекла. Между 1950 и 1951 г.г. название объектива было изменено — исчезла аббревиатура ‘ЗК’, появилось известное ныне название ‘ЮПИТЕР-3 1:1.5 f=5см П’.

К 1954 году, в связи с исчерпанием запасов трофейного оптического стекла, объектив был пересчитан М. Д. Мальцевым под отечественный сортамент оптического стекла. Новый вариант объектива начал производиться с 1955, однако уже в следующем 1956 производство ‘ЮПИТЕР-3’ было перенесено на Загорский оптико-механический завод, где он выпускался до конца 70-х годов.

Именно ‘загорские’ ‘ЮПИТЕРЫ-3’ составляют основную массу изготовленных объективов, как резьбовых, так и байонетных. С 1962 сменилась маркировка и логотип ЗОМЗ — вместо ‘склейки линз‘ стал использоваться стилизованный глаз (как на объективе из этого обзора), а название стало более современным — ‘ЮПИТЕР-3 1,5/50’. По причине наличия просветления во всех объективах, выпускавшихся в СССР, исчезла и буква ‘П’, означавшая его наличие. В процессе производства просветление совершенствовалось, однако, так и осталось однослойным химическим.

С конца 70-х годов производство ‘ЮПИТЕРа-3’ было перенесено на завод ‘Юпитер’ в г. Валдай, где выпускались черные резьбовые версии. Они отличаются более совершенным просветлением, что позволяет им лучше передавать цвет. Производство продолжалось до середины 80-х годов.

Также известны опытные партии объективов, производившиеся в первой половине 50-х в ГОИ для прототипов фотоаппарата ‘Ленинград’. Некоторое количество объективов в конце 50-х было подготовлено для фотоаппарата ‘Комета’ в специальном байонетном варианте.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

ЮПИТЕР-3 обладает диафрагмой с тринадцатью лепестками. Лепестки матовые, при их закрытии формируется правильное круглое отверстие. У объектива есть только одно кольцо — кольцо управления диафрагмой, с его помощью можно установить любое значение числа F: от F/1.5 до F/22. Кольцо не имеет фиксированных промежуточных значений и вращается плавно. На корпусе есть метки для F/1.5, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 22. Диафрагменное кольцо узкое и им не всегда удобно пользоваться.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

ЮПИТЕР-3 небольшой, весит около 150 грамм, использует светофильтры диаметром 40.5 мм. Родная передняя крышка не имеет защелок и просто плотно прилегает к  корпусу объектива. Объектив хорошо изготовлен, судя по номеру — в 1972 году.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

Относительное отверстие 1:1.5 в 1.78 больше, чем 1:2, которое используется у младшего брата — ЮПИТЕР-8 1:2 F=5см П. ЮПИТЕР-3 — один из самых светосильных советских объективов.

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

И еще немного фотографий самого объектива:

Просветление передней линзы ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF. Передняя линза отливает еле заметным желтоватым оттенком

 

Просветление задней линзы объектива ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF, линза отливает сиреневым оттенком

 

Размеры объектива ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

 

Размеры ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF и ЮПИТЕР-8 1:2 F=5см П с байонетом Contax-Киев RF

 

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF

 

Размеры ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF и ЮПИТЕР-8 1:2 F=5см П с байонетом Contax-Киев RF

 

 

ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF на камере КИЕВ-3а и ЮПИТЕР-8 1:2 F=5см П с байонетом Contax-Киев RF на камере КИЕВ-4а

У объектива имеются незачерненные фаски линз, которые теоретически влияют на контраст и засветки. На F/1.5 объектив очень слабенький в плане резкости, закрыв диафрагму хотя бы до F/2.0 можно получить более-менее нормальное изображение. В общем и целом объектив интересен в первую очередь своим ‘рисунком’, а технические составляющие качества изображения уходят на второй план :).

Исходные файлы можно скачать по этой ссылке (45 фото в формате ‘.ARW’, 1.05 ГБ). В галерее все фото без обработки, обычный уменьшенный накамерный JPEG. На беззеркальной камере Sony a7 я использовал ЮПИТЕР-3 с помощью самодельного переходника с байонета Contax-Киев RF на байонет SONY E.

Обратите внимание, что дальномерные объективы, такие как этот, на зеркальных камерах использовать нельзя. Если даже установить их на зеркальную камеру, то снимать можно будет только ‘макро’.

Юпитер-3 на камере Sony a7

Видеообзор можно посмотреть на моем канале YouTube:

Каталог современных объективов марки 'Zenitar' и 'Helios' можете посмотреть по этой ссылке.В последнее время мой блог 'Radojuva' требует огромных затрат на обслуживание и наполнение новыми материалами. Помочь Радоживе очень просто - делитесь материалами сайта с другими людьми (например - в социальных сетях), пишите комментарии (комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель).

Итоги

ЮПИТЕР-3 1,5/50 довольно высоко ценится многими фотографами и коллекционерами, а на барахолках за него просят немалые суммы денег. Сам по себе ЮПИТЕР-3 очень приятный объектив.

Дочитали до конца обзор этого редкого объектива или посмотрели примеры фотографий? Тогда обязательно поделитесь этой информацией в социальных сетях (кнопки находятся чуть-чуть ниже).

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Обзор объектива Юпитер-3 (50мм/f1.5)

Обзор объектива Юпитер-3 (50мм/f1.5)

IvanGordin 2017-09-18 10:47:05 Комментариев: 0 Теги: Юпитер Просмотров: 1111

Если образно представить все советские 50 мм и около-50мм объективы (армия Гелиосов,например), то для меня существует такое разделение: Юпитер-3 и другие объективы. Меня очень интересовал этот объектив, и наконец, появилась возможность провести небольшой тест этому редкому светосильному полтиннику и поделиться впечатлениями.

История объектива, лишена каких-либо изысков: по оптической схеме объектив является посути копией 50-ти миллиметрового немецкого Carl Zeiss Sonnar 1,5/50.

В начале шел под маркировкой ЗК (Зоннар Красногоркий) и выпускался из трофейных линз-блоков Zeiss, вывезенных после войны из Германии в счет репараций (были вывезены также описания технологий, оборудование фирмы Schott, а также различные конструкционные материалы, включая оптическое стекло). После того, как запасы стекла кончились, объектив пересчитали на имеющиеся в то время сорта стекла. Сам перерасчет выполнил М.Д. Мальцев. И после 1955 года объектив уже шел под новой маркировкой. Серийный номер моего экземпляра начинается на 63, соответственно выпущен он был в 63-м году. С 1956 года объектив выпускался Загорским оптико-механическим заводом (ЗОМЗ, г. Загорск, ныне — Сергиев Посад), а с конца 1970-х годов — на валдайском заводе «Юпитер».

Очень было бы интересно узнать марки стекла, из которых сделан объектив, но эта информация уже на любителя. Если кто-либо владеет информацией - просьба написать в комментариях.

Объектив с креплением М39, дальномерной версии (рабочий отрезок 28.8мм),я без каких-либо проблем использовал его с переходником М39-nex. С зеркальными камерами, ввиду отрицательной разницы рабочих отрезков, использовать его с фокусировкой на бесконечность, или чуть дальше чем макро - не получится. Существует так же байонетная версия Contax, она немного отличается по ТТХ, а в частности - минимальной дистанцией фокусировки, рабочим отрезком и габаритами. Первое на что я обратил внимание - это габариты. Объектив невероятно маленький для комбинации 50мм фокусного и относительного отверстия 1.5. Если бы он был еще меньше, я бы посчитал это уже недостатком, но те габариты какие у тройки это все же плюс - на эргономике уменьшение размеров не отразилось, а в сумке места становится ощутимо больше.

Кольцо управления диафрагмой вынесено вперед, и хорошо - находись бы оно у основания объектива, это ухудшило бы управление. Само кольцо тонкое, крутится очень плавно, и, соответственно, диафрагма изменяется очень плавно. Эстеты смогут любоваться диафрагмой бесконечно долго - 13 лепестков формируют идеальный круг и выглядят по настоящему завораживающе.

Мой экземпляр был в белом корпусе, существует еще более редкая - черная версия, но в продаже я ее не видел вообще на каких-либо ресурсах. Да и "обычный", белый найти очень сложно. Обычно эти стекла ввиду возраста уже в очень плохом состоянии, или фотографы с ними очень не желают расставаться. Не удивительно, что за последние год-два я видел всего 2 объявления с этим объективом (включая экземпляр побывавший у меня).

Так же удивила оптическая схема - целых 7 линз в трех группах. Присутствуют две аж тройные склейки. Это выглядит как минимум необычно и интересно. Ну чтож, давайте обо всем по-порядку.

Серьезно? Резкость на советском 1.5?

Первые мысли были такие. Да, чтобы не ходить далеко и около - любители рассматривать снимки и оценивать контурную резкость на открытой будут разочарованы. Объектив очень неохотно передает детали. Нормальная резкость по всему полю начинается с значения 2.8. Если требуется передать максимум деталей и уменьшить виньетирование, то я бы рекомендовал снимать именно на диафрагме 2.8 или даже 4.

Я скрепя сердце всегда отношусь к мысли о том, чтобы покупать объектив с довольно хорошей светосилой, но по факту получать очень, технически-нехорошее изображение. И чтобы это побороть - закрывать диафрагму. Тут это - неизбежность. Однако, если придираться меньше, и довольствоваться веб размером, или еще круче - уметь использовать эти недостатки во благо - можно сделать очень хорошие кадры. Относительно нормальная резкость в центре,и плохонькие по резкости края, намекают на центральное кадрирование (которое я не сильно люблю).

100% кроп предыдущего кадра

Я ради интереса протестировал объектив на наличие "комы" - своеобразного искажения, вытягивающее точки в углах в линии. Как и предполагал - кома у объектива ну очень сильная. Так, что любители пофотографировать звездное небо (а есть ли такие?) не радуйтесь 1.5. Так,что область применения этого объектива - сугубо портрет.

Виньетирование у объектива на открытых значениях диафрагмы присутствует, для портрета с центральной или околоцентральной компоновкой это может быть способом акцентировать внимание на объекте. На прикрытых значениях диафрагмы (2.8-4) - края не затемняются практически вовсе.

Контровый свет / хроматические искажения

С контровым и боковым светом у объектива тоже все непросто. Помимо просадки контраста при боковых источниках света, еще наблюдаются очень интересные блики.

Подобного рода блики я наблюдал максимум на белом Юпитере-9. Это дело вкуса,но мне они очень понравились. Хотя,уверен, многие запишут это явление в минус. Контраст падает не смертельно - в редакторе вытянуть можно без проблем. В целом я бы назвал работу с боковым светом нормальной, но, учтите - если все выйдет из-под контроля, то может произойти и такое:

Этот кадр я бы считал безусловным браком, и оставил только в целях демонстрации. Благо в видоискателе подобные кадры видны сразу - и стоит только чуть сменить угол обзора и этот блик пропадает. Любые микро-дефекты линзы на поверхностях сразу проявляются на подобных бликах. Но не пугайтесь - на обычных фото это заметить - невозможно.

К слову, ситуацию именно с такими бликами очень спасла бы бленда, правда найти бленду для резьбы 40.5мм мне представляется слабо возможным, тут придется надеяться только на Китай.

Вот мы и добрались до боке. Относительное отверстие 1.5 позволяет хорошо размывать задний план, но если, вдруг вам понадобится снять небольшой объект и с довольно близкого расстояние - тут ничего не выйдет. Минимальная дистанция фокусировки у тройки - почти целый метр, что для полтинника - очень много. Обычно, полтинники могут фокусироваться в 40 сантиметрах. Индустар 61-лз (50/2.8) мог вообще выдавать псевдомакро с 30-ти сантиметров.

Подозреваю, что дело в оптической схеме, и вообще в дальномерной системе. Дальномерная версия того же 61-го индустара фокусировалась тоже, почти с метра. И там, с его светосилой в 2.8 получить какие-либо кольца в боке и обрисовать фон было крайне сложно. Юпитер-3 в этом плане за счет большего относительного отверстия выдает результат получше.

Сама форма боке по краям интересная - своеобразные ломтики апельсина по форме, или можете придумать свою ассоциацию. Но это в корне отличительно от сплюснутых лимончиков или кошачьего глаза на гелиосах. Если выбирать из двух я бы сто процентов выбрал рисунок Юпитера. Уж больше он необычный и не настолько закрученный. Сами круги в центре при любых значениях диафрагмы будут ровные, с небольшими затемнениями в центре.

В целом мне рисунок и боке объектива понравилось. Если бы была МДФ сантиметров хотя-бы 70 - было бы просто превосходно.

Поснимав на этот объектив, я пришел к одному однозначному выводу. Им и хотел бы поделиться. Сам вывод об объективе можно сделать двумя способами. Какой из них больше вам придется по душе - решайте сами.

Итак, с технической стороны если смотреть на стекло, оно слабое. Судите сами - ни один из важных параметров ни разу не блистает у него: резкость, устойчивость к боковому свету, сама система вконце концов - неадаптируемая к ЗК.

Но с другой стороны, этот объектив - сплошной челлендж, или другими словами вызов для фотографа. Вам постоянно нужно будет контролировать все. Чуть больше света попало сбоку - плохо, у вас яркие и точечные зоны в кадре (одежда, принты, надписи итп) - готовьтесь к ореолам на открытой. Виньетирование вроде бы не норовит испортить картинку, и от этого уже легче. Боке у объектива тоже может превратиться в откровенно раздражающее, если на разной глубине будет много мелких объектов и они будут по краям кадра - будут какие-то полумесяцы. Резкость вас тоже не будет радовать, постоянно будет хотеться выбирать - или пожертвовать возможностью рассматривать изображение в большем масштабе или обрезать, или закрыть то самое относительное отверстие ради которого вы его покупали до более привычных 2.8. И так далее.

Это второй объектив в таком роде из недавних, которые я тестировал. Второй был это прототип Индустар 23-2. Тут все так же, на мой взгляд - я бы крайне рекомендовал тройку человеку опытному, само собой использовать на беззеркальной камере, как средство для экспериментов, неспешной съемки и просто немного коллекционеру. Я уверен, что любой такой человек, уставший от полтинников на своей родной системе - получил бы иные, отменные кадры и несравнимое удовольствие от съемки объективом Юпитер-3.

Новичкам, если они будут объективны и честны сами с собой, будет сложно не разочароваться на первых порах в его картинке.

Крайне интересен вариант использования тройки на кропнутой беззеркальной камере. В итоге, из-за кроп сенсора камеры у нас уходит бОльшая часть проблем - слабенькие края, и, что важнее на мой взгляд - ЭФР объектива будет уже близиться к 75-80мм с превосходной светосилой, вот, что важно.

Что же по цене? Ввиду его редкости, объектив очень дорог. Те единичные предложения, что я видел были в районе 120уе и выше, на том же самом ebay вообще люди сходят с ума порой - там можно и за 150 и за 200уе увидеть этот объектив. Напомню, что в эту стоимость можно купить, зачастую, автофокусный полтинник с светосилой 1.4 для зеркальной системы.

Но я лично, если бы стоял выбор, что покупать - родной 50 1.4 и тройку - купил бы Юпитер-3. А вот если бы стоял выбор покупать ли тройку (вы все еще помните мое отношение к полтинникам как к фокусному?) как таковую, то купил бы... Зенитар-М (50мм/F1.7) - но о нем в следующий раз.

Галерея изображений

Теги: Юпитер

allpixel.by

Обзор Юпитер-37А 3.5 135. Юпитер 37 А - примеры фото

Легенда прошлого века, народный объектив – Юпитер 37А 3,5/135. Его называют маленьким телевиком или большим портретником, что соответствуют действительности. Юпитер 37-А занимает первое место в моем голосовании на лучший советский портретный объектив на диапазоне 85-135мм.

Обзор объектива Юпитер 37А

Юпитер-37А имеет сменный хвостовик, что маркируется на объективе буквой «А». Сменный хвостовик позволяет менять «заднюю» часть объектива, которой он крепится к байонету фотоаппарата. По поводу сменного хвостовика — нужно установить отечественным производителям памятник за этот гениальный ход. С помощью сменного хвостовика можно нацепить данный объектив и на фотоаппараты под резьбу М42 или байонет «Н».

Изменение размеров объектива Юпитер-37А 3.5 135 при фокусировании от бесконечности до МДФ

Как использовать с современными фотоаппаратами?

Объективы 'A' со сменным хвостовиком, таким, как у объектива из данного обзора, очень легко использовать практически на любых современных цифровых камерах (как зеркальных, так и беззеркальных), для этого достаточно подобрать правильный переходник. Советский сменный хвостовик 'A' аналогичен 'T2 Mount'. Самые дешевые переходники можно найти aliexpress.com. 

Для использования на современных цифровых зеркальных камерах Canon EOS нужен переходник T2-Canon EOS, купить такой переходник (сменный хвостовик) можно здесь. Такой переходник еще можно заменить набором из хвостовика КП-А42 + M42-Canon EOS.

Для использования на зеркальных камерах Nikon нужен переходник T2-Nikon F, купить такой переходник (сменный хвостовик, аналог КП-А/Н) можно здесь.

Как использовать данный объектив с камерами других систем (Pentax, Sony, Fujifilm, Olympus, Panasonic, Samsung, Sigma и т.д.) — спросите в комментариях и вам обязательно подскажут. Если есть любые вопросы по совместимости и переходникам - спрашивайте в комментариях (комментарии не требуют вообще никакой регистрации).

Юпитер-37А на ЗК

Во времена массового использования, версия с МС стояла в два раза дороже обычной, что собственно и сказывается на качестве работы. Но тем не менее, объектив без МС отлично себя чувствует с установленной блендой. Бленда у объектива может одеваться задом наперед, бленда имеется специальный пазы, которые позволяют вкручивать ее в обратном состоянии в резьбу под светофильтр. Я знаю только один советский объектив, который позволяет одевать бленду задом-наперед — и это Юпитер-37А.

Просветление объектива Юпитер-37А 3.5 135

Скорее всего, Юпитер 37А стал копией Carl Zeiss Jena DDR MC Sonnar 3,5/135 (Соннара/Зоннара). Оба объектива довольно хороши, но узконаправленные специалисты говорят, что Зоннары все таки собран лучше и дает немножко более резкое изображение.

Просветление задней линзы объектива Юпитер-37А 3.5 135 и вид лепестков диафрагмы

Положительные стороны и их краткое описание:1. Дешевый. Конечно, в наше время его можно достать за достаточно низкую цену. Связанно это с его массовым производством. Это позволяет начинающим фотографом получать отличную картинку за низкую себестоимость.

Сменный хвостовик и объектив Юпитер-37А

2. Обычное просветление. Но даже такое просветление позволяет избежать лишних бликов, Зайцев. Убирает боязнь контрового и бокового света. Но все же Юпитер-37А немного боится засветок и дает легкую вуаль на формируемом изображении.

Бленда на Юпитер-37А одетая задом-наперед и в обычном положении

3. Объектив шел с замечательным футляром с эмблемой Оллимпиады 80-х. В футляр удобно помещается бленда и сам объектив. Можете посмотреть как выглядят футляры для объективов здесь и здесь.

Разница в просветлении МС и не МС версии объектива Юпитер-37А 3.5 135

4. Бленда в поставке. Бленда металлическая, довольно длинная. Очень хорошо сидит на объективе. Но вот один минус бленды, что она металлическая, это добавляет лишний вес и при вкручивании металла в металл, бленду заклинивает и потом стоит больших усилий ее открутить обратно. Так что не советую сильно закручивать ее.

5. Со сменных хвостовиком. Об этом я написал в начале статьи. Позволяет использовать фото системы с разными рабочими отрезками.

6. Целых 12 лепестков диафрагмы. Потому он может выступать в качестве отличного портретного объектива с ровными кругами размытия заднего фона (боке у него хорошее).

7. Не фиксированный ход кольца диафрагмированния. Поясню – кольцо не имеет фиксированных диафрагменных значений по типу 4.5, 5.6, 8, а имеет непрерывное кольцо хода. Это очень полезно при съемке видео, когда можно плавно закрывать и открывать диафрагму (а не рывкообразно при фиксированных значениях)

8. Большой ход диафрагмы F3.5-F22. Довольно маневренный объектив. Юпитер-37А имеет функцию предварительной установки диафрагмы. Чтобы пользоваться этой функцией, нужно удавить кольцо диафрагмы в строну камеры и отпустить на нужном значении диафрагмы. После чего диафрагма будет закрываться только до указанного значения. Это довольно удобно при работе с мануальной оптикой — наводиться на резкость на полностью открытой диафрагме, быстро закрывать до нужного значения и снимать.

9. Металлический корпус. Как говорится — дайте народу хлеба и зрелищ, так и здесь — дайте стекла и металла.

10. Работает в минус 15 до плюс 45°С, приятно читать об этом в инструкции перед выходом на зимнюю фото прогулку.

Особенности и их краткое описания:

  • Вес. Свыше 400 грамм, заставляет почувствовать всю «силу» телевика. Но все же тяжеловат.
  • Довольно не удобное расположение и сам ход кольца диафрагмирования.
  • Ближняя фокусировка от 1.2 метра, про макро можете забыть. Кольцо фокусировки вращается на 270 градусов.
  • Резьба светофильтра 52 мм, что довольно популярный диаметр.
  • Объектив имеет 4 линзы в 3-х группах

На полностью открытой диафрагме F3.5 получаются слегка мягкие отличные портреты, если же ее закрыть, то резкости хватает с головой почти для всех задач. При чем мой экземпляр без МС, 1980 года.

Из личного опыта пользования:

Я снимаю на Юпитер-37А, даже когда времени очень мало, чтобы выставить резкость. Картинка получается отличная. Очень нравится его контрастность, хотя иногда кажется тусклой, в редакторе ее можно сделать просто неимоверной. На диафрагме в 3.5 можно снимать портреты, не боясь за мыльность стекла. Впечатления довольно позитивные. Вот еще интересное сравнения Юпитер-37А и Калейнар-5Н. Юпитер оказался чуть лучше.

Примеры фотографий на кроп (APS-С, Nikon DX)

Все фотографии в галерее ниже сняты на APS-C Nikon DX, crop 1.5x. Без обработки. Уменьшен размер до 2МП, впечатаны данные из EXIF.

Примеры фотографий на кроп (Canon APS-С)

Все фотографии в галерее ниже сняты на APS-C Canon 350D, crop 1.6x. Без обработки. Уменьшен размер до 2МП, впечатаны данные из EXIF.

Еще примеры фотографий на Canon 600D и Юпитер-37А для Радоживы любезно предоставил Александр Фролов.

Примеры фотографий на полный кадр (FF, Nikon FX)

Все фотографии в галерее ниже сняты на APS Nikon D700 FX. Без обработки, в режиме JPEG L, VI, уменьшен размер до 3МП, впечатаны данные из EXIF.

Все фотографии в галерее ниже, тоже, сняты на APS Nikon D700 FX. Без обработки, в режиме JPEG L, VI, уменьшен размер до 3МП, впечатаны данные из EXIF.

Существует несколько модификаций ЮПИТЕР-37, выпускавшихся в разное время:

  1. МС Юпитер-37АМ 3,5/135, 1990-2002 (приставка ‘MC’ ставится перед именем объектива, этот объектив показан в данном обзоре)
  2. Юпитер-37А 3,5/135 МС, 1983-1986
  3. МС Юпитер-37А 3,5/135, 1986-1989 (приставка ‘MC’ ставится перед именем объектива)
  4. Юпитер-37А МС-Н-30 3.5/135, 1983-1984, очень редкий
  5. Юпитер-37A 3,5/135, с 1978 (показан в этом обзоре)
  6. Юпитер-37AМ 3,5/135, 1990-2002

Каталог современных объективов марки 'Zenitar' и 'Helios' можете посмотреть по этой ссылке.

В последнее время мой блог 'Radojuva' требует огромных затрат на обслуживание и наполнение новыми материалами. Помочь Радоживе очень просто - делитесь материалами сайта с другими людьми (например - в социальных сетях), пишите комментарии (комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель).Вывод

Юпитер 37А 3,5/135 — хороший объектив. У объектива приятное размытие заднего фона и отличная резкость начиная с максимально открытой диафрагмы. Юпитер-37А — это один из лучших  советских портретных объективов, его легко установить на современные цифровые зеркальные камеры с помощью системы сменных хвостовиков.

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Объектив Юпитер-3 - Заметки на полях

Хочу рассказать об этом объективе.

Сменный сверхсветосильный объектив с просветленной оптикой для дальномерных фотокамер. Снабжен ирисовой диафрагмой.Переименованный трофейный объектив Carl Zeiss Sonnar 1,5/50. Вначале выпускался под наименованием ЗК (Зоннар Красногорский), затем -- Юпитер-3.В 1954 году в связи с исчерпанием запасов трофейного оптического стекла (вывезенное в качестве репараций), был пересчитан под отечественное. Одновременно с этим была немного изменена конструкция оправы, в частности -- переделано кольцо установки диафрагмы. Серийный выпуск измененной версии начался с 1955 года.С 1956 года объектив выпускался Загорским оптико-механическим заводом (ЗОМЗ, г. Загорск, ныне -- Сергиев Посад), а с конца 1970-х годов -- на валдайском заводе "Юпитер". (источник - Архив НТЦ)Мой экземпляр выпущен в 63году в ЗОМЗ, куплен через Молоток за 2000р+доставка. Доставка была небеспроблемной, но сейчас не об этом. Хорошо что дошел таки, в целости и сохранности. Шел из Саратова, а все потому что лот был охарактеризован как "Оптика в редкостном состоянии - на линзах ни пылинки, даже нет микроцарапин от протирки оптики". Хотя задняя крышка неродная, помечена как сделанная в Казани, на КоМЗ. Но объектив действительно в очень хорошем состоянии. В Москве такие экземпляры стоят уже более 3500, так что овчинка стоила выделки. Так же через oly43club.ru был куплен переходник m4/3 - M39 Leica. Причем здесь Лейка? - А очень просто: объективчик этот для дальномерных камер (Rangefinder Cameras), т.е. его можно поставить как на новейшую Leica M9, так и на старенький послевоенный Зоркий (тоже копия Лейки) и ФЕД. Конечно, при установке на m4/3 неизбежно скажется что размер сенсора по диагонали в два раза меньше стандартного кадра 24х36 мм. Но и стоит мой G1 далеко не 5000$ =) Poor man Leica - одно из прозвищ всех камер m4/3.

Объектив на камереКонечно черненький смотрелся бы лучше, но черненькие выпускались только валдайским заводом, с более плавающим качеством..Кстати говоря, можно купить и новую инкарнацию папы этого Ю-3. Почти братья - такая вот ирония жизни. Есть и беленькие, и черненькие. 969$ однако.)Вообще кавай. И родные черты просто бросаются в глаза. Хотя на рисунке, похоже, байонетный вариант.

Но, вообще говоря, при перерасчете в 54-55г. была несколько изменена оптическая схема:Схема Юпитер-3

Схема C Sonnar T* 1,5/50 ZM. Хорошо виден воздушный промежуток и прочие более мелкие отличия у прародителя.

С Клуба Дальномер:

Объектив изумительный, картинка просто с ног валит. У меня их 2 - один 54-го (последний год работы на немецком стекле), другой 64-го (загорский). Ну не знаю... Оба хороши, хотя немецкий вроде бы помягче, но нужно все-таки не сканировать, а печатать. Как напечатаю, добавлюЕще полтора года назад обещал добавить отзыв после печати. Так вот увы и ах Косиновскому Ноктону 1,5/50. Если сравнивать их карточки (не сканы), то Ю-3 дает хорошую фору. Из под него картинки выходят живые, объемные. Их очень приятно печатать, приятно смотреть, как карточка проявляется. Совершенно особняком в сравнении с Ю-3 находится Суммилюкс 1,4/50 (у меня он не из современных, ему лет 10-12 на вид). Вот уж действительно чудеса творит. Если Ю-3 объемный, то Люкс дает картинку сродни голограммы. Все-таки немецкие оптики далеко забрались. В общем и целом Ю-3 супер-пупер полтиник в своих хороших экземплярах. Главное ощущение хочу еще раз подчеркнуть - чертовски приятно печатать с него карточки.

Как и все светосильные Зоннары, объектив в своем собсвтенном классе. Покупал его не ожидая особых откровений, и был в корне неправ. Сравнивать с чем-то неуместно, его надо просто вкурить. При диафрагмах 1.5-2.8, средней дистанции и удачном свете рисунок просто магический.

Я еще явно "не вкурил", но смутные ощущения чего-то живого и прекрасного есть. Объектив мне явно показывает, что резкость - не самое главное. В нем есть душа Он живой, и им прятно и интересно работать. В отличии от современного "идеального" и резкого panas 14-45 ;)

http://35photo.ru/items/item_4170/ - фотографии, снятые на Юпитер-3http://www.ziforums.com/album.php?albumid=56 - фотографии, снятые на Zeiss C Sonnar 50mm f1.5 И даже обнаружился тест этого Цейса на фокусировку, разрешающую способность и все такое >>

Конечно, нужно учитывать, что на m4/3 с кроп-фактором 2 этот универсальный полтинник с мягкий рисунком превращается в портретник (ЭФР 100мм) )с очень мягкий рисунком. Такой вот бесплатный пилинг кожи модели.)

Некоторые мои снимки. Эти, конечно, почти необработанные. В двух - легкий кроп, во всех ресайз и шарп при конвертации в web-качество. Диафрагма 1:1.5-2.0, точно не помню какая где.

Парочка боянистых картинок. Попытка портретов

И конечно еще можно посмотреть по тегу Ю3 50мм f:1.5

dgv-ff.livejournal.com

ussrlens.com - Юпитер-3 50/1.5

Светосильный штатный объектив для дальномерных фотокамер типа ФЭД-Зоркий-Leica (м39) и Киев-Contax (крепление Contax). Первые образцы объектива собирались на Красногорском Механическом Заводе (КМЗ) из комплектующих Carl Zeiss Sonnar F 1.5 50 mm и носили они название Зонар Красногорский, и уже позже Юпитер-3. Собирали объективы из немецких трофейных комплектующих до тех пор пока  стекла не закончились , до 1954 года. После оптическую схему оптимизировали под отечественный сорт стекла, была переработана и оправа. 

 

С 1954 по 1955 включительно обновленный Юпитер-3 производился на КМЗ. А уже на 1956 производство было передано Загорскому оптически-механическому Заводу  (ЗОМЗ). Дальше с середины 70-х Юпитер-3 снова поменял прописку, на Валдайскую завод "Юпитер" - где производился примерно до 1986 года.

Технические характеристики:

  • Фокусное расстояние - 52 мм.
  • Максимальная диафрагма - 1,5.
  • Минимальная диафрагма   - 22.
  • Количество лепестков диафрагмы - 13.
  • Количество линз/групп      - 7/3.
  • Минимальная дистанция фокусировки - 1 м.
  • Разрешающийся способность центр/край  - 30/14 линий на мм.
  • Светопропускание - 0,80.
  • Рабочий отрезок - 28,8 мм.
  • Крепление насадок  - резьбовое м40,5.
  • Крепление оптики - М39.

Конструктив и эргономика:

Юпитер-3 довольно таки компактный светосильный объектив, ровнять его с подобными объективами для зеркальных фотокамер язык не поворачивается, он раза в два меньше.  Корпус объектива сделан из алюминия, приятная тяжесть и чувство надежности. 

Казалось бы не больший размеры негативно сказываются на эргономике, а нет. Классическая компоновка органов управления 50-60х. годов  положительно сказывается на удобстве использования объектива.

Кольцо фокусировки не широкое но расположено по центру, тем самым обеспечивая нормальный доступ к фокусировки. Пальцы руки нормально удерживают кольцо благодаря рельефное плоскости, ход геликоида составляет чуть меньше чем пол оборота, примерно 170°.  Чего для точной фокусировки на открытой апертуре не всегда достаточно.  

Управление диафрагмой осуществляется так же кольцом, расположено он на передней части объектива. Диафрагма закрывается без ступеней, есть возможность выставить любое значение, в том числе промежуточное. Сама же диафрагма Юпитер-3 многолепестковая и состоит из 13 штук, но всех значениях апертуры лепестки формируют круг без зазубрин.

Объектив юпитер-3 производился с двумя типами крепления к фотоаппарату, Contax-Киев и м39. На обзор представлен Юпитер-3 м39, данное резьбовое крепление встречается и у первых отечественных объективов для Зеркальных камер - зачастую называют универсальным м39. Но существует большая разница между рабочими отрезками м39 для дальномерных камер и м39 зеркальных, а именно 28,8 мм у дальномерного варианта против 45,2 зеркального.

Разница в 6.4 мм не позволяет установить дальномерную оптику на зеркальные камеры с сохранением бесконечности, фокусировка возможна только в макро режиме.  По этой причине Юпитер-3 м39 возможно установить исключительно на беззеркальные камеры при помощи переходника. 

Художественные качества:

Открытая диафрагма 1.5 позволяет вести съемку относительно слабо освещенных объектов при использовании низкочувствительных фотоматериалов, при  этом получит приемлемый результат. То-есть речи о отличной резкости на F-1.5 не идет. В эру черно-белой пленки не было  высокочувствительных  фотоматериалов обладающими мелким зерном, те что были давали посредственный результат. Посему наращивали светосилу объективов, цена высокой светосилы некоторое падение ТТХ, но в любом случае такой вариант давал значительно лучший отпечаток (снимок) нежели менее светосильный объектив+высокочувствительная пленка. 

В эру цифровых фотокамер где рабочие iso 1600 считается нормой светосильная оптика обрела новый смысл, теперь акцент делается в угоду "Боке". 

На открытой диафрагме 1,5 сложнее попасть в ГРИП (глубина резко изображенного пространства), по краям кадра существенное падение резкости - мыло. Резкость можно наблюдать только в центре кадра. Контраст выше среднего, в контровом свете заметно падает. Хроматические аберрации лезут до диафрагмы 2.0, дальше они практически не заметны. 

Если бленды нет, то закрытие диафрагмы до 4.0-5.6 во многих ситуациях спасает, хотя в откровенно жестком освещении Юпитер-3 пасует.

 

А вот боке заметно сильно отличается от  Planar-о подобных объективов, оптическая схема Sonnar  вносит свои коррективы и имеет свой рисунок. Особенно сильно это заметно в плавном переходе из ГРИП в зону нерезкости Боке. Боке Юпитера-3 значительно жестче нежили у Гелиоса ( Planar-о подобного). 

На 2.0 разрешающая способность Ю-3 заметно возрастает, контраст прекрасный. По краям резкости все же не хватает. Боке чуть менее выразительно но все равно узнаваемо. На данной диафрагме юпитер-3 рисует пластичную и выразительную картинку, любителям портретов понравится.

На более высокой апертуре 2.8-5.6  Боке становится жестким, поскольку Глубина резкости возросла то и от плавного перехода ГРИП в Боке остается всего ничего. К достоинствам можно отнести значительно возросшую резкость по краям кадра (F2.8), контраст  так же подрос. 

Стоит отметить что Юпитер-3, точнее Carl Zeiss Sonnar 1.5/50, разрабатывались для черно-белой пленки, по этой же причине цветопередача хоть и естественная но не насыщена красками.  Отсюда приличная серость и блеклость, сложнее подобрать баланс белого.

Любителям снимать видео Юпитер-3 послужит хорошим художественным объективов, как было выше сказано большой плюс объектива это плавно закрывающееся диафрагма, без ступеней и скачков. На видео не будут заметны резкие скачки и перепады экспозиции, опять же все очень мягко и плавно.

 

 

ussrlens.com

​Юпитер-3 — Красноярский фотограф Артур Миханев

Я очень долго гонялся за объективом «Юпитер-3» по вменяемой цене. А когда, наконец, купил, то вскоре испытал желание продать – мол, не совпали мы темпераментами. И лишь активное сопротивление прекрасного пола удержало от этого шага. «Ты что! – сказали мне. – Посмотри, какой он атмосферный!»   Действительно, Юпитер-3 дает совершенно удивительную картинку. Ниже я попробую перечислить все эпитеты, которые свойственны этому стеклу:  Мягкая резкость Праздничность Атмосферность Легкость Воздушный контраст Неброский цвет   Все снимки, которые вы увидите ниже, сделаны на очень "уставший" объектив. Он достался мне в микроцарапинах, которые снижают контраст и влияют на резкость. И тем не менее... Объектив удивил. Он прекрасно подходит для съемки женских портретов, создавая атмосферу задумчивости, легкости, невесомости. Можно ли его рекомендовать для съемки детей? Пожалуй, только в том случае, если ребенок спокоен и малоэмоционален. «Юпитер-3», на мой взгляд, не слишком подходит для съемки сцен, где веселье бьет ключом, где бьют краски жизни. В этом его коренное отличие от «Юпитер-8».

Считаю, что этим объективом хорошо снимать и натюрморты — причем, выдержанные, скажем так, в "старинном стиле". Хотя и современная посуда, сфотографированная на хорошо освещенной витрине, выглядит весьма неплохо. Можно ли снимать пейзажи — затрудняюсь сказать, так как мой "Юпитер-8" на открытом воздухе показал существенное падение контраста. Юпитер-3 крайне плохо переносит даже намек на контровый свет.  Ситуацию спасает даже использование родной глубокой советской бленды. Интересно, что порой возникающие без бленды засветки придают особенную художественность кадру, а вовсе не портят его.Все снимки сделаны на полностью открытой диафрагме. Перед тем, как вы увидите остальные фото, должен оговориться – мне достался объектив 1956 года с множеством микроцарапин на передней линзе. Возможно, низкая контрастность объясняется в том числе и этим фактом. И еще один момент — после переделки у моего экземпляра значительно сократилась МДФ. Вот почему я могу снимать на Sony NEX C-3 некоторые сюжеты с расстояния чуть ли не 45 см., что было бы невозможным на дальномерной камере.

В заключение отмечу, что в яркий солнечный день снимать на полностью открытой диафрагме проблематично (если ваш фотоаппарат не позволяет делать выдержку короче 1/4000 секунды). Выход — только в использовании нейтрально-серого фильтра. Ниже я привожу пример снимка с диафрагмой f/1.5, выдержкой 1/4000 и ISO 200.

Но только на полном кадре объектив раскрывает весь свой потенциал. Снимки ниже сделан на беззеркальную фотокамеру Sony A7 Mark II

ЧИТАТЬ ОБЗОР ДАЛЬНОМЕРНОГО ОБЪЕКТИВА "ГЕЛИОС-103"ОБЗОР ДАЛЬНОМЕРНОГО ОБЪЕКТИВА "ЮПИТЕР-12"ЧИТАТЬ ОБЗОР ДАЛЬНОМЕРНОГО ОБЪЕКТИВА "ЮПИТЕР-8"

 

mihanev.ru


Смотрите также