Репортажная съемка. Основы репортажной съемки. Репортажный фотоаппарат это


Чем отличается репортажная съемка от обычной фотосессии

Стало давней традицией, что все значительные мероприятия, будь это событие государственной важности или книжная выставка, спортивные соревнования или кинофестиваль, освещают не только журналисты, но и фотографы. Серии снимков, запечатлевших отдельные моменты, эпизоды происходящего, носят название фоторепортажа или репортажной съёмки.

Специфика процесса

Репортажная съемка коренным образом отличается от обычной. Принципиально разный, прежде всего, подход к отбору и подаче материала. Для фотосессии или традиционных снимков важна художественная сторона натуры, т.е. того, что фотографируется и изображается на карточке. Поэтому любой фотограф в некоторой степени является и художником. Он старается не только показать отличительные черты снимаемого объекта, но сделать это красиво, с изюминкой, создавая художественный образ.

Фотохудожник тщательно планирует композицию будущих фотографий, выбирает нужный тон освещения, цветовой диапазон. Он может свои модели попросить улыбнуться или сделать печальный вид – в зависимости от сюжета. И даже если фотографии заказанные и должны соответствовать определённым требованиям, у фотографа остаётся много возможностей для импровизации. Репортажная съемка не такая.

Главная задача фоторепортёра – объективность и правдивость работы. Фотографируя визит президента в зарубежное государство или его встречу с народом в провинциальной глубинке, делая снимки на месте происшествия очередной аварии или с митинга протеста оппозиции, репортёр творит летопись страны, пишет её историю. Репортажная съемка делается экспромтом, на ходу, и фотограф должен успеть угадать нужный ракурс, выбрать наиболее удачную точку съёмки, её момент. Действовать нужно быстро, чтобы не упустить особое выражение лица, жест или движение, «говорящий» фон и такие детали, которые превратят снимок в фотодокумент. Таким образом, получается своего рода фоторассказ, который должен быть подан интересно, увлекательно, ярко, живо. Часто ради одного верного кадра репортёр десятки раз нажимает на кнопку «пуск», а потом выбирает несколько самых удачных. Он – очевидец, и через его снимки зритель приобщается к происходившему, погружается в гущу событий, становится их участником, ощущает накал страстей и драматизм, переживает неповторимые моменты истории.

Понятно, что репортажная съемка – дело сложное, требует высокого профессионального мастерства. Научиться подавать материал «простенько, но со вкусом» можно не за один день или месяц. Рука и глаз «набиваются» годами. Ведь отобранные снимки должны быть жизненными и передавать дух событий. Потому можно сказать: репортажная съемка - это повествование в «картинках» о своих современниках и своей эпохе.

Часто серия фотографий сопровождает текст газетной статьи или публикации в блоге. Следовательно, содержание фоторепортажа должно соответствовать текстовому, и часто без заблаговременной договорённости. Такая согласованность – тоже один из признаков профессионализма.

Снимаем праздник!

Одна из разновидностей фоторепортажа – съёмка праздников. Как и репортажная, она включает в себя практически все жанры и типы съёмок: портретную, пейзажную, «с натуры», интерьерную, т.е. бытовую, статичную и подвижную. Фотосъемка праздников должна передавать соответствующую атмосферу, настроения, эмоции. И тут фотограф превращается в художника. Он захватывает самые яркие и красочные моменты, самые трогательные и счастливые, весёлые и интересные. Ведь подобный репортаж помогает сохранить память о торжественных событиях на долгие годы.

Профессия фотографа – профессия по призванию. Её надо любить, ею надо жить, в ней нужно стремиться к совершенству. Только тогда можно стать настоящим мастером-фоторепортёром.

fb.ru

Репортажная съемка. Основы репортажной съемки.

Фоторепортаж - это своего рода связный рассказ, где выразительными средствами являются мастерство фотографа и качество камеры. Фоторепортаж уже давно стал самостоятельным жанром фотографии, со своими задачами и стилевыми особенностями.

Есть у слова "репортаж" и второе значение - это метод съемки события без вмешательства в его естественное течение.

Данный жанр не предполагает скрупулезного исследования явлений жизни, анализа происходящего. Это беглый рассказ о событии, своего рода песнь казахского акына: что вижу - то пою! Результат творческих усилий и в песенном творчестве, и в фотографическом репортаже зависит в большой мере от личности исполнителя. Если акын не обделен талантом, воображением и вооружен опытом предыдущих поколений, песня может получиться интересной.

Специфика репортажной фотосъемки

Фоторепортаж - это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто - искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент.

Фоторепортер, если ему поручено запечатлеть событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. Это дает возможность в нужный момент с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Затем, если действие повторится, фотограф может оказаться в более подходящих условиях съемки и технически улучшить следующий кадр. Но надо помнить, что второй шанс предоставляется далеко не всегда.

Когда фоторепортер не может передвигаться по месту действия (например, при съемке демонстраций, парадов), фокусировку объектива на резкость он производит по объекту, мимо которого должны пройти люди.

При такой съемке диафрагму устанавливают с учетом необходимой глубины резкости, а скорость затвора - с учетом условий освещения и скорости движения людей.

Спортивные состязания

Фоторепортаж о любом виде спорта делать нелегко. Чем больше соревнуется спортсменов, тем труд- нее сконцентрировать внимание на ком-либо одном из них, предусмотреть возможные наложения. Немного проще снимать те соревнования, которые проходят в единоборстве: гимнастика, горные лыжи, верховая езда и др. Здесь в поле зрения один спортсмен, и это позволяет лучше оценить момент съемки.

Особенностью спортивного фоторепортажа является то, что оператор, как правило, не может предугадать, что произойдет в ближайшее время, вот почему надо работать в режиме многокадровой съемки. Если вы всерьез намерены заняться этим нелегким делом, то при выборе фотоаппарата обратите особое внимание на данную функцию. Причем важна не только скорость съемки, но и такие параметры, как продолжительность серии кадров и разрешение. Встречаются модели фотоаппаратов, обеспечивающие очень быструю серийную съемку, но: с разрешением не более одного мегапиксела. Такого показателя недостаточно даже для печати фотографий размером 10х15 см.

Другая важная особенность для съемки спортивных состязаний - быстрота автофокуса. Этот параметр обычно не указывается в технических характеристиках, и его приходится оценивать, взяв камеру в руки. Причем нужно иметь в виду, что во многих случаях модель может демонстрировать высокое быстродействие системы автофокусировки при ярком освещении, но при снижении яркости это значение падает.

Репортаж с праздника

Застолье лучше снимать с верхней точки, например встав на стул. В таких условиях вам будет все хорошо видно, в кадре поместится больше людей, сидящих за столом, и в то же время руки одних гостей не будут загораживать лица других. Возможно, на первом плане такого снимка окажутся руки гостей, здесь важно не пересветить.

Лишний раз хочу напомнить, что в композиции большую роль играют второй и третий планы, которые могут быть либо активными, то есть подыгрывают смысловой основе, либо пассивными, как, например, откровенно смотрящий в объектив человек. В репортажной съемке следует избегать моментов, когда кто-то целенаправленно хочет попасть в объектив. Это так называемые уши фотографа, то есть если кто-то из персонажей смотрит в объектив аппарата, то это сразу выдает присутствие фотографа. Камера в таких репортажных сюжетах должна быть невидимой для всех. И чем удачнее "спрячется" фотограф, тем лучше получится снимок.

Съемка концерта

Концертная съемка - один из самых сложных видов фоторепортажа. Условия там редко способствуют получению качественных снимков, чаще наоборот, поэтому хорошая аппаратура в данном случае - условие номер один. Особенно важна светосила оптики: снимать на концерте со вспышкой - это убить сценическое освещение, а вместе с ним и атмосферу. Часто для оформления концертов используют дым, а что такое вспышка в дыму? Это загубленный кадр. Огромное значение при такой съемке имеет возможность безболезненно для картинки повышать эквивалентную чувствительность матрицы. У цифровых "зеркалок" благодаря существенным размерам матриц больше и размер единичной приемной ячейки - пиксела, поэтому при усилении сигнала (повышении чувствительности) шумов на изображении появляется немного и картинка остается достаточно чистой.

Здесь, кстати, уместно еще раз упомянуть об огромном преимуществе цифровых камер перед пленочными - речь идет о балансе белого. Сохранить на снимке цвета сценического освещения - это значит передать все нюансы атмосферы концерта. На пленке в такой степени управлять цветом в данных условиях невозможно.

Съемка с проводкой и без

Обычно во время съемки движущейся толпы очень сложно найти момент, когда люди "не сливаются". В этом случае от фотографа требуется огромная наблюдательность - надо следить за всеми планами и держать в поле зрения все действующие лица. Это, может быть, самое сложное в документальной фотографии, этому надо учиться. И мой вам совет: идете ли вы по улице, едете ли вы в транспорте, старайтесь находить вокруг кадры со сложной композицией, с большим количеством действующих лиц и учитесь "останавливать глазом" эти мгновения.

В ситуациях, когда основной объект - автомобиль, желательно снимать на длительной выдержке с проводкой, за счет этого получается большая динамика, и композиция намного выигрывает.

Съемка с проводкой осуществляется при совпадении угловых скоростей перемещения объекта и его оптического изображения. Стараясь сохранить движущийся объект в определенной точке кадрового пространства, фотограф нажимает на спусковую кнопку во время поворота камеры за движущимся объектом.

Массовые шествия и сцены лучше фотографировать с высоких точек (третий или четвертый этаж), выбирать боковое освещение, строить кадр не прямо, а несколько по диагонали.

Кстати, собрания и заседания рекомендуется фотографировать с высоты не ниже 2-3 м. Хорошие результаты дает и более высокая точка. Во время перерывов заседаний (в кулуарах) надо снимать с уровня глаз, стремясь к тому, чтобы беседующие не замечали фотографа, не пытались ему позировать.

Выступающих с трибун лучше не фотографировать снизу - острый ракурс искажает лица. Лучше снимать с уровня трибуны или издалека телеобъективом.

Требования к аппаратуре

Как мы уже говорили, художественную значимость фоторепортажей переоценить сложно - они, как ни какой другой жанр, наиболее точно и достоверно способны отразить целую эпоху, опираясь на мгновения, попавшие в кадр. Однако подобные работы - это не только воплощение таланта художника, но и демонстрация виртуозного владения фототехникой и приемами съемки. Естественно, требования к аппаратуре в этом случае достаточно высоки и специфичны, но выразить их в двух словах несложно - фотоаппарат не должен накладывать никаких ограничений на возможности съемки.

Несомненно, репортажная камера обязана делать хорошие снимки в условиях сложной освещенности. Недостаточность света, излишняя его интенсивность, наличие в кадре "засвеченных" объектов наряду с глубокими тенями или невозможность применять дополнительное освещение (в случае запрета использования вспышки) - это обычные условия для съемки репортажей, и аппарат должен быть рассчитан на работу в них. У профессионального фотографа возможностей сделать фотографии при подобном освещении, используя пленочный аппарат, достаточно много. Снимать в таких условиях позволяет большой набор сменной оптики, широкий диапазон пленок разной чувствительности и возможность отработки сложной экспозиции, присущая современным профессиональным камерам. При переходе на цифровую технологию фотограф получает ряд преимуществ: оперативность, выгоду за счет экономии на расходных материалах, удобство хранения и структурирования цифровых снимков и т. д. Все это особенно важно для фоторепортера, когда счет идет на секунды, а число кадров измеряется сотнями. Ограничения напрямую зависят именно от используемой в каждом конкретном аппарате светочувствительной матрицы.

Для репортажной съемки было бы неплохо обзавестись "цифровиком", в котором уже заложена функция непрерывной съемки. Для оперативной работы необходимы также дальномер, быстро работающий затвор, возможность использования сменных объективов. Не удастся обойтись и без стандартного набора светофильтров, электронной фотовспышки, легкого штатива и фотоэлектрического экспонометра.

Набор светосильных объективов (1:1.5-1:2.8) должен помочь в самых неблагоприятных для съемки световых условиях. Нормальный, широкоугольный и телеобъектив - обязательный комплект оптики для фоторепортера.

Если фотограф хочет затеряться в толпе, то для этого надо иметь негромоздкие предметы аппаратуры, которые не привлекали бы особого внимания. (Сейчас многие имеют фотоаппараты, и люди все меньше реагируют на "мыльницы" и маленькие камеры, но профессиональная фототехника, как правило, сразу же бросается в глаза.) Фоторепортер должен уметь вжиться в ту ситуацию, которую хочет запечатлеть, и остаться при этом незамеченным. И не надо пытаться сразу вытаскивать фотоаппарат, потому что этим очень легко можно разрушить естественную атмосферу происходящего. Очень сложно оставаться невидимым с фотоаппаратом в толпе, для этого требуется определенный профессиональный опыт. Конечно, чтобы фотографировать совершенно незнакомых людей, когда те спешат по делам и уж точно не хотели бы сохранить свою унылую физиономию для истории, нужно набраться изрядной наглости или использовать телеобъектив или скрытую камеру. Как бы то ни было, многие известные фотографы советуют работать скрытой камерой даже при съемке близких, потому что человек, который не позирует, выглядит более естественно, непринужденно и соответственно более интересно.

fotopoisk.com.ua

репортажный фотоаппарат Видео

4 г. назад

Полный обзор смотрите на сайте - http://kaddr.com/2014/04/obzor-nikon-d4-reportazhnaya-kamera-dlya-teh-komu-trebuetsya-bezotkaznyj-rabochij-instrument/ Nikon D4 -...

5 г. назад

Источник:http://video.telekritika.ua/show/masterclass/1401-uchites_obmanyvat_svoju_fotokameru_07.03.2013 Во второй части своего мастер-класса шеф-реда...

3 г. назад

В ролике я рассказываю о технике,которая понадобится для того,чтобы без проблем сфотографировать спортивн...

4 г. назад

Это камера, которая получила премию TIPA в 2010 как «Best DSLR Expert». Она действительно удобная, надежная, неубиваема...

4 г. назад

Объектив - это глаз фотоаппарата и, соответственно, фотографа. Правильный выбор оптики поможет избежать...

1 г. назад

Люблю ТОПы, надеюсь, вы тоже. И это наш первый ТОП. Нравится видео? Ставь лайк!

4 г. назад

Более подробно - http://kaddr.com/2014/07/obzor-nikon-d3300-luchshaya-zerkalka-nachalnogo-urovnya-po-versii-tipa/ Nikon D3300 можно приобрести примерно за...

6 мес. назад

Полный обзор, лабораторный тест: http://www.ixbt.com/digimage/nikon-d850-1.shtml Полный обзор: практическая фотосъемка: http://www.ixbt.c...

2 г. назад

Свадебный фотограф Игорь Цаплин делится личным опытом, рассказывая о технических инструментах, которые...

3 г. назад

Что купить — новую камеру или объектив получше? Эта видеоинструкция с подробным сравнением снимков с разны...

3 г. назад

Тема этого урока – выбор самой дешевой полнокадровой камеры. Постараемся объяснить, на какие особенности,...

3 г. назад

Клубный и репортажный фотограф из Москвы - Александр Павленко (http://pavlenko.pro/) рассказывает про оборудование,...

3 г. назад

Видео #обзор - #Nikon #D4S от http://ava.ua/ . Сравнить цены на фотоаппараты Nikon: http://ava.ua/category/10/34/b468/ . В этот раз на обзоре...

11 мес. назад

Обзор беззеркального фотоаппарата Sony alpha 7 II. Какой фотоаппарат выбрать зеркальный или беззеркалкальный....

5 мес. назад

Перед вами обзор долгожданной камеры от Nikon D850. Не менее интересный обзор читайте на сайте Prophotos.ru: https://prophotos...

5 мес. назад

Репортажный фотограф Филипп Давидюк протестировал камеру Nikon D7500 на празднике под открытым небом. Серийная...

4 г. назад

Представляю вашему вниманию список моего оборудования для фотосъемки свадеб и love story, некий личный взгляд...

1 г. назад

Универсальная методика выбора фотоаппарата из огромного предложения ведущих производителей фотоаппарату...

3 г. назад

Давно мечтал испробовать беззеркальные фотоаппараты Fujifilm в работе, и вот это случилось, спешу скорей подел...

1 г. назад

Сегодня вы узнаете о самых больших объективах Canon, Nikon и Sigma. Какой объектив самый большой в мире? Об этом...

inlove.kz

Особенности съемки репортажной фотографии

«Первое слово, которое я бы исключил из журналистского лексикона, — это слово „объективный”». В. Юджин Смит, фотограф

Другой язык

Слово «репортаж», как и многие другие, пришло к нам из европейских языков. Французский глагол reporter имел бытовое значение — «переносить», «перемещать», а английское report в переводе означает «доклад», «отчет» или «сообщение». Получается, что журналист или репортер тоже перемещает новости и события из реальности в другую плоскость, а фотографический репортаж есть некое сообщение, послание зрителю, в основном читателю газеты или журнала, но не с помощью слов и предложений, а с помощью зрительных образов. Проще говоря, фоторепортаж — это рассказ о жизни в картинках-фотографиях, ведь всегда «лучше один раз увидеть».

Фотографический язык универсален, потому что ему не надо слов, и если репортерские снимки профессиональны и талантливы, то суть происходящего понятна зрителям независимо от их национальности и страны проживания. Вы можете рассматривать фотографии, сделанные в другом месте планеты, или листать иллюстрированный журнал, не зная языка и не понимая текста, но тем не менее, глядя на картинки, сумеете уловить смысл происходящего.

Фотографический язык эмоционален, потому что не только может передать с большой силой чувства, настроения, переживания, но и вызвать в душе смотрящего свои сопереживания, представления и ассоциации. Репортажные снимки в силу своей документальности могут заставить человека поверить, что он тоже был там, на месте, и пережил событие вместе с его участниками.

Фотографический язык выразителен, потому что в лучших своих образцах репортажная фотография не только протоколирует и показывает жизнь без прикрас, но создает собственный художественный образ, который в дальнейшем может жить совершенно самостоятельно.

Разумеется, для того чтобы фоторепортаж превратился в самодостаточное произведение, необходимо, чтобы событие или тема сами по себе были фотогеничны, чтобы фоторепортер думал, когда снимал, и знал, что он этим хочет сказать. Чтобы бильд-редактор газеты, журнала или организатор выставки выбирал и ставил снимки в соответствии с логикой события, а фотопечать или полиграфия были качественными. Лишь при этих необходимых условиях репортаж может состояться как художественное повествование. Но все это относится к профессиональному репортажу, а как же любители?

Как и любому языку, фотографическому репортажному необходимо учиться, только с первого взгляда все кажется простым и ясным. Что там репортаж? Взял камеру, пришел, увидел, несколько раз нажал на кнопку, снял — и все, шедевры готовы. К сожалению, такое наивное представление о репортерской съемке в наше время распространено и свойственно не только простым обывателям, но даже тем, кому приходится иметь дело с репортажной фотографией в силу профессии.

Любой язык использует слова, фразы, предложения. Для фотографа-репортера изобразительный материал — люди и живая реальность, которую он видит через видоискатель, и может перенести ее на фотографию лишь с помощью форм, линий, светотени, цвета и других изобразительных средств. Другого не дано. Он может снять одну, или серию фотографий, или отслеживать своих героев на протяжении долгого времени, но, пожалуй, самый важный момент — оказываться в нужное время в нужном месте.

А где же автор?

Фотоаппарат как никакой другой инструмент приспособлен к фиксации действительных событий, поэтому практически любой человек, взяв в руки камеру и немного помучавшись, может рассказать о своей или чужой жизни собственным фотографическим языком. Вот кто-то берет камеру и механически снимает свой дом, семью, собаку, простодушно оставляя в домашнем альбоме память о реальных людях и событиях. В этих простых фотоснимках-утверждениях есть лишь подлежащее и сказуемое, а человек с камерой говорит прямой речью: «Вот мой дом, моя семья, моя собака…» Все остальное, что «дом красивый», а «собака очень большая», зрителю уже видно на снимке. Но если фотограф приложит немного усилий, преодолеет натуру (как свою собственную, так и ту, что снимает) и если повезет, то на фотографиях проявятся и атмосфера дома, места, характеры членов семьи и даже собаки. Такая домашняя съемка еще не репортаж, но если человек с камерой был искренен, то зритель увидит и почувствует дух времени даже на снимках, сделанных просто для семейного альбома, ну, может быть, не тотчас, а спустя какое-то время. Фотографии из семейных архивов обладают тем же свойством, что и коньяки: чем больше выдержка, тем они интереснее окружающим.

Говоря о профессиональном репортаже, замечу, что любое событие развивается и меняется каждое последующее мгновение, и фотограф выбирает и останавливает в этой череде именно те, которые, на его взгляд, наиболее полно и выразительно передают суть происходящего. Несмотря на точность воспроизведения камерой подлинных фактов, авторство снимков может быть достаточно просто установлено по почерку фотографа. Даже одно и то же событие, самое протокольное мероприятие, два классных репортера, стоя рядом друг с другом, все равно снимут по-разному, и если вы знакомы с их фирменным стилем, то не составит труда узнать, кому принадлежит тот или иной снимок.

Выдающийся мастер репортажа Анри Картье-Брессон говорил, что «…факт сам по себе неинтересен. Интересна точка зрения, с которой автор к нему подходит». Любой факт может быть интерпретирован фотографом, и если событие развивается во времени по своему сценарию, то от желания репортера зависит, что попадет в кадр, какую точку съемки он выберет, в какой момент нажмет на кнопку. Лицо красивого человека может быть искажено гримасой, в движениях танцоров есть промежуточные фазы — стоп-кадр зафиксирует и эти мгновения.

Западная новостная фотография очень ценила кадры знаменитостей, застигнутых врасплох: зевающих, спотыкающихся или ковыряющих в носу. Ту же самую стилистику стремились использовать и в газете «Коммерсантъ», где фотографы независимо от их собственного видения были «заточены» на «шкодную» картинку. «Нас все интересует, но ничто не волнует. Нам не нужен просто портрет ньюсмейкера, нам нужно, чтобы он делал что-то из ряда вон выходящее» — вот своеобразное кредо «Коммерсанта». В этом случае общий фотографический язык газеты подчинял себе индивидуальный стиль и видение каждого из фотографов.

Авторский почерк фотографа не появляется сам собой, фоторепортеры, снимая долгие годы, находят для себя какие-то только свои излюбленные приемы: это может быть нижняя точка или широкоугольник или съемка длинным фокусом через отражения в зеркалах и т. д. Специально зацикливаться на этом не надо, свой почерк может выработаться у каждого, кто много снимает и размышляет, что снимает.

Из истории фоторепортажа

Смысл самого слова «репортаж» двойственен: с одной стороны, репортажем мы называем способ, метод документальной съемки. С другой — фоторепортаж — это еще и жанр фотожурналистики, рассказ о реальном, невымышленном событии с помощью фотографий. В этой двойственности нет ничего противоречивого, репортаж как фотосерия снимается, как правило, репортажным методом. Предполагается, что фотограф, репортер снимает жизнь «как есть», не вмешиваясь и не приукрашивая ее. Однако не все так просто.

С самых первых своих шагов репортажная фотография не была обычной фиксацией действительности по типу «все как оно есть». Громоздкая техника и низкая чувствительность фотопластинок не позволяли снимать жизнь на ходу, и фотографы-репортеры постоянно пользовались постановочными методами съемки. Посмотрите на снимки начала ХХ века, редко где вы увидите простую ежедневную жизнь, в основном преобладают постановочные, групповые портреты, этнографические сюжеты, немного реже исторические события. Сама по себе фотосъемка в то время была явлением скорее исключительным, чем будничным и рядовым. И герои фоторепортажей прошлого по просьбе фотографа вставали в позы, замирали на время длительной выдержки и оставались на страницах иллюстрированных журналов и в истории как участники реальных событий тех времен. Собственно, мы их другими и не представляем.

По мере совершенствования техники репортажная природа фотографии брала верх, появились компактные камеры, светосильные объективы и высокочувствительные пленки, чисто технически необходимость в позировании и организации правдивой мизансцены для съемок отпала. Многие сюжеты стали доступными для моментальной съемки, и фотографы начали снимать будничную реальность по ходу жизни, не пользуясь постановкой, или, как мы говорим, в репортажной манере.

Снять как есть нельзя режиссировать

На протяжении многих десятков лет теоретики и практики журналистской фотографии спорят: возможно ли вмешательство фотографа-документалиста в реальную жизнь, можно ли снимать документальную фотографию, используя постановку, и этично ли называть постановочные снимки репортажем?

Методом работы многих репортеров советского времени была постановка. Выполняя идеологический заказ, газетный и журнальный фотограф снимал не жизнь как есть, а приукрашенное подобие радости, энтузиазма и оптимизма. Я думаю, что сейчас каждый фоторепортер решает сам, можно ли вторгаться в происходящее, и насколько, и где та грань, за которой простое общение с людьми в кадре перерастает в заданность и режиссуру.

По сей день можно увидеть репортеров, которые, держа в руках скорострельные цифровые камеры и поливая ими «от бедра», просят «натуру» встать так, сделать так, посмотреть эдак. И в этом, возможно, нет ничего плохого, если поставленная композиция органична, могла произойти на самом деле, если «уши» режиссуры не торчат из фото, а сам снимок явился плодом сотрудничества фотографа и «натуры». Важно, чтобы при постановке фотограф не навредил себе, своим «актерам» и не наврал зрителям.

Зачем я все это говорю? Фотолюбитель не репортер и может снимать как он хочет, но если фотограф перерастает уровень домашнего альбома, то проблема честности в документальной съемке обязательно встанет перед каждым, кто выходит снимать жизнь как она есть.

Практические советы

Оставим теоретические размышления и посмотрим на репортажную съемку с практической стороны.

Снимая событийный репортаж, надо сначала уяснить самому себе, что именно происходит, затем по ходу действия выбирать ключевые, кульминационные моменты и снимать их по возможности с разных сторон и ракурсов, ловя решающее мгновение. Хорошо, когда фотограф-репортер знает заранее, как развивается событие, и чувствует его внутреннюю логику, тогда он не пропустит основные моменты и будет в нужной точке в нужное время. Что может быть интересно и фотографу, и зрителю? В первую очередь любые проявления эмоций, неожиданные реакции, движения, жесты, наиболее характерные типажи, смысловые несовпадения, например персонажей и фона. А в голове в то же самое время пусть складывается композиция, выбирается точка съемки, идет внутренний непрерывный творческий процесс.

Структурно репортаж должен содержать общий, средний и крупный планы, чтобы зрительно было не скучно смотреть серию фотографий. Репортаж, состоящий только лишь из одних средних планов, утомителен и невыразителен. На общих планах, где видна ситуация вообще, желательно дать и адрес — узнаваемые символы места действия: здания, памятники, характерные силуэты на заднем плане. Кроме того, можно стилистически разнообразить репортаж, включив в него, к примеру, портрет — как крупный план, пейзаж — как общий, и жанровый снимок — как средний план. Весь репортаж должен держать главный снимок — наиболее выразительный и обобщенный кадр-символ, квинтэссенция происходящего. Если такой снимок сделать не удалось, то и весь репортаж, можно сказать, не состоялся.

Тяжело снимать событие, находясь на расстоянии, как говорится, «если ваши снимки недостаточно хороши, значит, вы подошли недостаточно близко».

Для западных фоторепортеров адресом и символом Советского Союза были серп и молот, армейская униформа, кремлевские башни, бабушки в платочках, огромные лозунги, написанные кириллицей, и многое другое. Для нынешней России бабушки, униформа и лозунги остались, но появились и новые символы: знаки православия, нищие, бездомные, роскошь новых русских. Как-то раз, выполняя заказ одной фирмы, я снимал для журнальной публикации поездку известного господина по самым красивым местам Петербурга и сделал множество сюжетов. Я был сильно удивлен, когда фотографии, снятые рядом с фигурами атлантов Эрмитажа, после некоторых раздумий были отвергнуты. Атланты были восприняты не как адрес России и Петербурга, а как символ африканской страны, в них увидели нечто египетское, а вовсе не питерское. В чем была ошибка: в моих стереотипах или узости восприятия иностранцем России?

Начинающим профи

Если ваша съемка — банальная пресс-конференция, то лучшее время для хороших кадров самое начало, когда все рассаживаются за столом, здороваются и неформально общаются. Дальнейшая часть — разговоры и выступления — может быть полезна для съемки портретов и характерных жестов, эмоций. Если событие — свадьба и вы не хотите протокольных карточек, то сосредоточьте внимание на лицах гостей, их реакции, каких-то забавных мелочах. Интересен не собственно сам поцелуй, а миг до него, когда губы еще не встретились. Если гости уже орут нетвердыми голосами «Горько!» и начали отсчет, то можно смело разворачивать камеру в их сторону.

Если фотограф снимает спорт, то хороший спортивный репортаж будет включать не только кадры собственно спортивных достижений — забитых голов, острых моментов, финишей, но и эмоции спортсменов, болельщиков, тренеров. Обратите внимание не только на победителя, иногда проигравшие спортсмен или команда выплескивают море эмоций и дают фотографу возможность сделать хороший снимок.

Для профессиональных репортеров протокольная съемка государственных деятелей и политиков всегда оставалась непростым делом. Время рукопожатий и короткого первого общения ограничено секундами, в течение которых необходимо сделать выразительный снимок. Место съемки может быть удалено от места действия, а площадка для фотографов слишком мала, чтобы уместить всех аккредитованных, поэтому каждый стремится занять наиболее выгодную точку. При этом каждый постоянно пытается предвидеть развитие ситуации: какие моменты могут случиться, какой будет ракурс, куда могут переместиться политики и т. д.

Снимая репортаж, не забывайте иногда чередовать горизонтальные и вертикальные снимки: если вам придется отдавать их в газету или журнал, то разнообразие форматов поможет лучше скомпоновать блок из фото.

Иногда есть необходимость в простом дублировании сюжетов. Что я имею в виду? Допустим, вы снимаете общий план, повторите то же самое, но чуть крупнее и, наконец, крупно самое основное. В настоящий момент, может быть, вы не сможете оценить, какой из планов более выигрышный, но, просматривая отснятый материал в спокойной обстановке, проще выбрать из трех похожих снимков лучший. Когда газетные репортеры снимают портрет, они непременно сделают дубли с поворотом головы персонажа в одну и другую сторону, анфас и т. д. При подборе снимков в репортажный блок или создании макета газетной полосы фотографу или дизайнеру будет проще организовать грамотный фоторяд, используя почти одинаковые фото, но с разными поворотами и направлением взгляда персонажа.

Для репортажа как серии обязательно нужны какие-то заполняющие сюжеты или фотографии-связки, которые можно заменять. Разумеется, речь не идет о ключевом, главном снимке или моменте, который держит весь материал, просто иногда замена второстепенных репортажных сюжетов может улучшить фоторассказ в целом, изменить тональность, настроение репортажа или, наконец, придать ему законченность. Газетные и журнальные снимки могут отличаться по характеру. Газете, как правило, нужен броский, хорошо читаемый и яркий снимок с простой композицией, который привлечет внимание зрителя к материалу. Журнал читают не спеша, перелистывая и разглядывая картинки, поэтому снимок может содержать больше мелких деталей, воздуха и однотонных цветовых пространств, в которые можно хорошо вписать заголовок или небольшие выжимки из основного текста.

Если мы говорим о репортаже как об очерке или серии, то и здесь надо рассмотреть все возможные варианты. Главный герой очерка не должен выступать лишь в одной роли. Любого человека — музыканта, спортсмена или политика — интересно увидеть еще и в обыденной жизни, дома, на даче или в непривычном для окружающих амплуа. Иногда фотографу необходимо прожить какое-то время со своими героями в их среде. Привыкнув к постоянному клацанью затвора и к присутствию репортера, люди уже не будут обращать внимание ни на камеру, ни на фотографа, а продолжат жить своей «обычной, но прекрасной жизнью» — вот тут вы и наснимаете шедевров.

Если говорить о фотожурналистике, то можно условно разделить всю фотографию, снимаемую репортажным методом, на такие категории:

  • Новостная фотография или пресс-фотография — съемка текущих событий, от местного до международного масштаба, очень оперативна и, как правило, отражает сегодняшний день.
  • Репортаж — те же новости, но с осмыслением, анализом причин, последствий, фотограф работает не как фиксатор события, но пытается быть и аналитиком. Второй эшелон информации, работа для еженедельников. В этом жанре работали многие известнейшие фотографы.
  • Документальная фотография — тот же репортаж, но снимаемый долго, иногда годами, и не всегда по заданию редакции, работа, посвященная интересной и, как правило, значимой теме.
  • Стрит-фото — моментальные жанровые или городские сценки, непричесанные, забавные или философские, такое зеркало разнообразной жизни, зависимое не от событий, а только от субъективного взгляда фотографа.

Стрит-фото

Есть такое направление в репортажной фотографии. Поклонники стрит-фото предполагают — и в этом есть свой резон, — что обычные люди не ведут себя «как есть», то бишь естественно и натурально, увидев нацеленный на них объектив фотокамеры. Поэтому, чтобы запечатлеть самую что ни на есть реальную и настоящую жизнь, чтобы фотоснимки были «чисты» от присутствия фотографа, надо снимать «натуру» таким образом, чтобы она и не догадывалась об этом. И снимать надо, находясь в самой гуще обыденной жизни, штатными объективами или широкоугольниками. На этот счет придумано немало уловок, разработаны методики фотосъемки «навскидку», придуманы способы, как неприметно одеваться, и другие хитрости.

Итоги

К сожалению, в последнее время настоящая репортажная и документальная фотография становится востребованной в газетах и журналах все реже, ее заменила так называемая пресс-фотография — изображение, используемое для редакторских или дизайнерских нужд. Иллюстрация необходима, чтобы газетная полоса читалась и выглядела хорошо, а качество собственно сюжета — дело второе. Считается, что хороший фотограф — не тот, кто делает отличные картинки, а тот, кто делает снимки бесперебойно, приемлемого качества, кто всегда под рукой и вовремя возвращается в редакцию с задания.

Но к любителям фотографии это не имеет никакого отношения, вы просто берете камеру в руки — и вперед, на улицы фиксировать уходящее время. И совершенно не надо задумываться о терминологии, как можно назвать тот или иной жанр. Все, что вы снимаете, будет оценено зрителями, а вам просто надо сделать репортажные шедевры.

Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».

Опубликовано: 29.02.2008

prophotos.ru


Смотрите также