Как выбрать штатив для видеокамеры? Почему штатив фотоаппарата


Как выбрать штатив для фотоаппарата

Основная функция штатива: держать неподвижно камеру продолжительное время. Это позволяет делать резкие фотографии при длительной выдержке, вызванной недостаточной освещенностью. Начинающие фотографы иногда испытывают затруднение при покупке этого аксессуара, поэтому я расскажу свои принципы выбора штатива для фотоаппарата. Покупать первый штатив через интернет, без похода в магазин – играть в рулетку. Можно сделать исключение для известных, проверенных и надежных производителей, таких как Manfrotto или Gitzo. Но и тут, надо понимать, что может та или иная модель. Далее я буду приводить примеры для штативов Manfrotto, как наиболее популярных среди фотографов.

Какая у вас фотокамера?

Если вы снимаете компактной фотокамерой («мыльница»), то штатив может быть самый простой, а значит легкий и не дорогой, в общем – почти любой (не забывая о его высоте). Мыльницы не имеют механического затвора, а значит и вибраций. Поэтому вам подойдут даже миниатюрные модели Manfrotto - Digi. Но если у вас зеркальная фотокамера...

Нагрузка на штатив

Штатив для зеркальных фотокамер должен быть мощным настолько, чтобы суметь погасить вибрации затвора и зеркала фотоаппарата. А это, увеличивает его вес и стоимость. Manfrotto указывает, какой вес способен держать тот или иной штатив. Например 055 серия рассчитан на вес камеры и объектива в 7-8 кг., 190 серия может нести на себе 5 кг., а 290 - 4-5 кг. Зеркальные фотокамеры с небольшим объективом весят менее 2 кг., поэтому штатив любой серии мог бы подойти. Однако, мы должны помнить, чем прочней, тяжелей трипод, тем меньше вероятность появления «шевеленки». Взвесив за и против, я, в свое время, выбрал Manfrotto 190 (собственный вес 1,6 кг.), как компромисс между весом и жесткостью. Manfrotto 055 (вес 2,3 кг.), конечно, устойчивей, но его вес и габариты пугали меня. К тому же он не влезает в мой фоторюкзак, который имеет специальный карман для трипода.

Легкий штатив требуется альпинистам, в долгих пеших походах и хрупким девушкам. В любой серии больших триподов вы найдете «карбоновые» модели (Carbon Fibre). Этот материал позволяет сделать штатив легче на 500-700 граммов, что может быть существенно для некоторых фотографов. Естественно, карбоновые модели самые дорогие.

Высота штатива

Сложная ситуация у пейзажистов. Обычная для них высота камеры – рост человека. Чтобы поднять фотокамеру на такую высоту требуется или длинные ноги штатива (значит и габариты), или большее число секций, из которых состоит нога. Последнее неудобно, ибо чтобы поднять трипод на максимальную высоту надо вместо 9 (при трех секция) сделать 12 (при четырех) открытий-закрытий замков. Я рекомендую быстрые рычажные замки секций (последний на фотографии). Цанговые или завинчивающиеся замки неудобны и медлительны в работе.

Предположим, что трипод пейзажиста должен обеспечить высоту фотокамеры 170 см. С учетом того что штативная головка приподнимет камеру еще сантиметров на пять, будем считать что нам надо найти модель высотой 165 см. У Manfrotto 290 серии это единственная модель - 294, но и она нам не подойдет, так как желаемая высота получается лишь при максимальном выдвижении центральной штанги. А это есть зло.

Центральная штанга – самое слабое место в части гашения вибраций. При ее максимальном поднятии мой 190 штатив не может погасить вибрации затвора даже при предварительном поднятии зеркала (фотокамера Canon 5DII). Однако, ситуация нормализуется, если центральная штанга выдвинута до средины своей высоты. Поэтому пейзажисту я бы рекомендовал Manfrotto 055 серии (высота при половине выдвинутой центральной штанге около 160 см.) или тяжелые четырехсекционные 057 (высота 190 см.). Если вы посчитаете что эти штативы слишком громоздкие, или дорогие, то обратите внимание на 055 и 190 серии (135 см), но учтите, что часто высота точки съемки будет ниже, чем вам хотелось бы.

Низкий штатив требуется любителям эффектных нижних ракурсов и при макросъемке на природе, когда камеру приходится опускать до уровня земли. Большая часть моделей Manfrotto имеет возможность так широко раздвинуть ноги штатива, что он практически ложится на землю, имея высоту (без штативной головки) всего 6-8 см. Но, сама центральная штанга не позволит вам опустить камеру до этого уровня, если только вы не выкопаете под нее яму в земле. А если асфальт? Эту проблему можно решить тремя путями.

1/ переворачивать центральную штангу, таким образом камера оказывается между ног штатива, и может опускаться до уровня земли (фото 1). Это неудобно, так как все органы управления и меню оказываются вниз головой. Я могу рекомендовать этот способ если низкая точка съемки используется вами чрезвычайно редко.

2/ купить специальный «настольный» штатив (фото 2). Легкий, компактный, но, увы, не рассчитанный на большие нагрузки (максимальный вес 2 кг.). Для легких фотокамер – прекрасное решение. Кстати, такой штативчик полезно всегда иметь с собой: его можно поставить на стол или прислонить к стене на любой высоте.

3/ приобрести «большой» штатив, у которого центральная штанга может фиксироваться в горизонтальном положении (фото 3). К сожалению, это универсальное решение увеличит вес и стоимость трипода. Данная технология Manfrotto называется «Q90°».

Монопод

Монопод используется при съемках, требующих от фотографа подвижности и мобильности. Как правило, это репортаж. В виду своей компактности и легкости, некоторые фотографы носят с собой монопод «на всякий случай». А еще его используют как палку для ходьбы :)

Как выбрать штатив в магазине

Если вы хотите купить штатив непосредственно в магазине, то рекомендую провести три простых теста перед покупкой. Попросите те модели, которые подходят вам по цене и высоте. Выдвиньте все ножки тестируемых штативов (не поднимая центральную штангу), обхватите верхнюю часть трипода рукой и попробуйте делать скручивающее движение в горизонтальной плоскости. Наиболее прочные экземпляры будут лучше сопротивляться движению руки. Затем поднимите до конца центральную штангу и попробуйте ее покачать. Лучшая модель будет иметь меньшую амплитуду раскачивания. Последний тест на прочность фиксаторов ножек: поставьте штатив поочередно на каждую его ножку и надавите на нее с усилием, примерно, 2-3 килограмма. Если замок работает надежно, то ножки не должны складываться.

Автор: Виктор Ивановский.

fotostrana.mirtesen.ru

Выбор штатива для фотосъемки | SOFTMIXER

При определенных условиях съемки наличие хорошего штатива может оказаться фактором более важным, чем уровень вашего фотоаппарата, особенно если речь идет о съемке панорам, пейзажей, интерьеров, макро. Поскольку камеры обновляются значительно быстрее, чем штативы, к выбору друга на одной или трех ногах необходимо подойти со всей серьезностью…

Когда нужен штатив?

Наиболее распространенная причина использования штатива — съемка на больших выдержках, от 1/30 до нескольких минут или даже часов. При отсутствии стабилизатора микросмаз (снижение резкости) может возникать и на достаточно коротких выдержках, вплоть до 1/125.

Причиной может быть как неуверенный захват камеры, так и вибрация от щелчка зеркала. Такие вибрации не возникают при использовании камер, в которых зеркало неподвижно или вовсе отсутствует. Они редко проявляются в цифровых зеркалках, если речь не идет о миниатюрных вариантах, — ведь такого рода шевеленка гасится именно за счет массивности аппарата.

А вот для зеркалок среднего формата, таких как Rolleiflex 6001 или «Киев-60», установка на штатив желательна даже при съемке на обычных выдержках.

С увеличением фокусного расстояния уменьшается допустимая выдержка, позволяющая получать снимки без "шевеленки".

Допустимую выдержку можно примерно определить, использовав как знаменатель фокусное расстояние объектива (например, для 250 мм — не длиннее 1/250 сек.). Нередко даже в дневное время суток и при нормальном освещении светосила телевика не позволяет обеспечить нужную экспозицию на короткой выдержке.

При съемке с рук максимальная длительность выдержки всегда ограничена. Во многих случаях оказывается бессилен и стабилизатор, встроенный в крепление матрицы или в объектив.

Штатив позволяет устойчиво закрепить камеру в положении, не всегда достижимом при съемке с рук (например, высоко над головой). Другой случай использования штатива — невозможность съемки камерой с рук, обусловленная ее размерами или конструкцией.

Наличие штатива предполагает любая камера, снимающая на листовую пленку. Многими среднеформатными зеркалками снимать с рук просто неудобно.

Штатив Velbon CX560

Штатив Manfrotto 070

Выбор правильных «ног»

Штативы можно подразделить на три больших группы:

Надежность и устойчивость штатива зависит от множества факторов. Однако на практике самым главным фактором является цена.

Дешевые варианты до $100 от Continent, Rekam, Soligor, Unomat. Как правило, корпус таких штативов выполнен из алюминия, несъемные головы — из пластмассы.

Типичные недостатки — неустойчивость головы, невысокий уровень культуры производства. Однако при минимуме средств с компактными цифровыми камерами и легкими зеркалками использовать такие штативы можно.

За $150 можно рассчитывать на более серьезный вариант от Velbon, Manfrotto или Slik, предполагающий использование съемной головы. Простая голова, скорее всего, будет входить в комплект.

Профессиональные штативы стоят от $250 и обычно поставляются без головы, выбор которой доверен самому фотографу.

Штативная голова представляет собой приспособление, которое отвечает за точное положение камеры в пространстве. Встречаются головы четырех типов: 2D, 3D, шаровые, панорамные.

Для оперативной установки камеры на штативной голове служит сменная площадка (Quick Release). К площадке камера прикручивается с помощью обычной резьбы, а на голове закрепляется посредством быстросъемного крепления.

Использование сменных площадок наиболее удобно при наличии нескольких камер, к каждой из которых она может быть прикручена заранее. Но даже камера всего одна, подобные аксессуары значительно упрощают процесс съемки (особенно это касается шаровых голов).

Голова Manfrotto Geared Head 405

Голова Arca Z1

Голова Ries A 250

Большинство современных камер имеют резьбу 1/4” для установки штатива. В аппаратах среднего и большого формата более распространена резьба 3/8”. Профессиональные штативные головы, как правило, позволяют устанавливать камеры с любой резьбой.

Сами же головы устанавливаются на штатив посредством резьбы 3/8”. Поэтому, если речь идет о профессиональной продукции, установка головы от одного производителя на штатив другого — обычная практика.

Недорогие штативы и головы Slik и Velbon соединяются с «ногами» посредством резьбы 1/4”. В случае несовпадения резьбы штатива и головы либо головы и камеры можно воспользоваться переходником (например, от «Поиск-фото» —www.poiskfoto.ru).

Высота и конструкция «ног»

Максимальная высота, на которую можно поднять площадку с камерой, является одной из главных характеристик штатива. Наиболее распространены штативы с центральной штангой, которая выдвигается вверх для обеспечения максимальной высоты.

Подобная конструкция делает штатив в сложенном состоянии весьма компактным, но отличается меньшей устойчивостью, чем варианты с неподвижной центральной штангой или вовсе без нее. Наиболее продвинутые варианты имеют съемную центральную штангу и позволяют крепить голову непосредственно к треноге.

Высота штатива для фотокамеры не должна быть чрезмерной: для обычных задач необходимо, чтобы штатив позволял закреплять камеру на уровне глаз. Нужно помнить, что надежный штатив, который обеспечивает рабочую высоту около двух метров, по определению не может быть легким, компактным и дешевым.

Важными параметрами являются также минимальная рабочая высота, которая позволяет закреплять штатив невысоко от земли, и длина штатива в сложенном состоянии. Чем больше телескопических «колен» имеет штатив, тем он компактнее, но тем менее он жесток и оперативен. Для общих задач оптимальным считается трехсекционный штатив.

Масса и устойчивость

Универсальный штатив должен быть достаточно мощным, чтобы гасить вибрации, возникающие из-за ветра, и выдерживать большую нагрузку, чтобы использоваться с камерами различных форматов. В идеале штатив должен выдерживать такую нагрузку (в кг), чтобы после вычитания из этой цифры веса головы удержать удвоенную массу камеры с объективом.

Это связано с тем, что во многих случаях значение имеет не только вес, но и парусность набора. Устойчивость штатива зависит прежде всего от его массы. На практике же приходится идти на компромиссы: тяжелый штатив во многих случаях просто невозможно брать с собой. Поэтому на первый план выходят нюансы конструкции, материал и диаметр трубок. Для зеркалки начального уровня можно ограничиться легким металлическим или карбоновым штативом со сменной головой.

Большинство штативов комплектуются резиновыми или пластмассовыми наконечниками, которые предотвращают скольжение «ног» на гладкой поверхности, либо стальными шипами для грунта.

Известные фирмы предлагают специальные наборы шипов, которые используются вместо штатных. Удобны универсальные наконечники для «ног» с комбинированной пяткой — шипы + резина. Такие варианты предлагают Manfrotto и Rekam.

Для нетвердых поверхностей, таких как снег или песок, есть специальные «башмаки».

Мини-штатив Rekam RT-D1

Штатив Velbon CX460 Похожие материалы:

www.softmixer.com

Как выбрать штатив для видеокамеры?

В магазинах продается большое количество приспособлений, которые могут пригодиться при съемке. Они позволяют облегчить процесс создания видеоматериалов. Штатив для видеокамеры является удобным устройством, удерживающим технику. Приспособление позволит выполнять снимки при сложном освещении. Подробности о нем представлены в статье.

Назначение

Зачем нужен штатив для видеокамеры? Его назначение заключается в следующем:

  1. Сохраняется неподвижность камеры, что увеличивает резкость и четкость изображений при сложном освещении.
  2. Камера разгружается, если применяются тяжелые объективы.
  3. Повышается качество изображения.
  4. Появляется максимально точная компоновка кадра.
  5. Может выполняться съемка HDR и панорамные снимки, которым нужно точное кадрирование.
  6. Применяется для астрофотографии: съемки звезд, луны. Также приспособление нужно для создания ландшафтной, архитектурной фотографии.
  7. Выполняются автопортреты с использованием таймера автоспуска затвора.
  8. Может выполняться макросъемка.
  9. Устанавливается фотооборудование: вспышки, отражатели.
  10. Снимаются сложные и недоступные для съемки ракурсы.
  11. Создается видео.

Учитывая эти функции, штатив для видеокамеры будет удобным приспособлением. С ним получаются качественные видео и снимки.

Устройство

Как устроен штатив для фото- и видеокамеры? В нем есть следующие части:

  1. Ноги. Обычно их создают из алюминия, базальта, стали, углеродного волокна.
  2. Головка – элемент предназначен для крепления камеры или объективов. Есть различные типы головок, но самыми востребованными являются шаровые и панорамные.
  3. Центральная колонна – является отдельной стойкой, которая проходит через центр. Она измеряет высоту приспособления.
  4. Подошва ног. У качественных приспособлений в комплекте есть сменные подошвы для применения внутри и вне помещений.

У экономных моделей могут быть ноги со съемными подошвами, несъемной головкой, а в редких случаях с центральной колонной. Профессиональный штатив для видеокамеры обычно оснащен модульной системой и сменными подошвами ног. Последние изделия обычно более дорогие.

Недостатки приспособления

Штативы для видеокамеры позволяют получать качественные результаты работы. Но у них есть и минусы:

  1. Большой вес. Хотя продаются приспособления из углеродного волокна, но после установки головки система становится тяжелой.
  2. Неудобство. Каким бы приспособление ни было компактным, все равно оно занимает много места, поэтому брать с собой его неудобно.
  3. Трудность применения в местах скопления большого количества людей.
  4. Высокая цена. Качественные штативы стоят от 1000 долларов.
  5. Установка, настройка занимают время.
  6. Есть риск повреждения камеры и объектива, если нет навыков работы.

Что следует учитывать при выборе?

Многие фотографы предпочитают штатив для видеокамеры Sony. При этом не все имеют представление, как правильно выбрать устройство. Следует учитывать такие нюансы:

  1. Максимальная нагрузка. Многие выбирают показатель в пару килограмм, но такое приспособление не используется для тяжелых DSLR-камер. С таким устройством можно повредить камеру. Следует выбирать такое, что выдерживает в 1,5 раза больше, чем вес камеры и самого тяжелого объектива. Нагрузку увеличивает использование вспышки или батарейной ручки.
  2. Высота. Необходимо выбирать приспособление по своему росту, чтобы было удобно снимать. После установки видоискатель должен быть у глаз.
  3. Вес и конструкция. Самыми легкими считаются карбоновые – это прочный материал, который не портится от коррозии. Но у него есть и минус – высокая стоимость. Другим востребованными материалом считается алюминий. Может использоваться и нержавеющая сталь, но она предназначена для видеотехники и очень тяжела для применения вне студии.
  4. Ноги бывают трубчатыми и нетрубчатыми.
  5. Подошва. У современных моделей могут быть подошвы ног для разных случаев – их накручивают на нижнюю часть. Эти детали бывают резиновыми или пластиковыми – для помещений, с шипами из металла – для применения вне помещений.
  6. Центральная колонна. В некоторых устройствах есть этот элемент, с которым можно увеличивать или уменьшать высоту штатива.
  7. Штативная головка. Эта деталь требуется для качественной фиксации и плавного движения камеры. У штативов модульной системы нет головок, поэтому их надо купить отдельно.
  8. Быстросъемная площадка. У каждой современной DSLR-камеры есть резьба внизу корпуса, которая нужна для крепления камеры.
  9. Устойчивость. Массивность не является признаком устойчивости. От этого параметра зависит надежность установки камеры.

Какой штатив приобрести?

Востребован штатив для видеокамеры Panasonic. Только при знании критериев выбора получится приобрести качественное приспособление. Какое устройство лучше выбрать? Сначала нужно рассмотреть дешевые варианты. Такие приспособления подойдут для установки первой зеркалки. Их стоимость будет около 75-150 долларов, что действительно соответствует товару начального уровня.

Со временем можно приобрести большой и тяжелый объектив, а это увеличивает нагрузку на штатив. В этом случае потребуется прочное и устойчивое приспособление. Лучшим выбором будет устройство с шаровой головкой по цене 300-500 долларов.

Если же хочется сразу приобрести качественное изделие, то лучше выбирать из профессиональных моделей. Они качественные, надежные, к тому же прослужат намного дольше, хотя за это и придется переплатить.

Вывод

Таким образом, покупка штатива является ответственным делом, если приходится часто использовать видеокамеру. Нужно внимательно отнестись к этому вопросу, и тогда в дальнейшем не придется снова приобретать надежное приспособление.

fb.ru

Как выбрать штатив | Про Фото

Почему-то считается, что у любого уважающего себя фотографа должен быть штатив. Скорей всего, это из-за того, что штатив придаёт солидности и значимости фотографу. На самом деле, если при фотографировании на плёнку штатив действительно необходим, то для современных цифровых камер в нём особой необходимости нет.

Хотя, есть несколько ситуаций, когда штатив выручает.

Штатив очень удобен, когда вы заранее знаете, что вы будете снимать с длинной выдержкой, например, салют или молнии. Штатив удобен, но не обязателен, можно снимать, положив камеру на скамейку или просто на землю:

Со штатива так же очень удобно снимать панорамы, в этом случае вы сэкономите массу времени и нервов.

Штатив незаменим в студии, когда вы настроили освещение, и камера должна располагаться в строго определённом месте.

Ну и если вы себя очень любите и постоянно фотографируете, то штатив существенно облегчит жизнь. Кроме того, для съёмки видео, штатив – незаменимая вещь.

Во всех остальных случаях без штатива можно вполне обойтись, даже если вы ночью в горах:

И не только в горах:

Итак, штатив состоит из двух основных частей: самого штатива (опоры) и головки. Это важно, потому что если штативы начального уровня продаются в комплекте (kit), то серьёзную технику придётся покупать по частям.

Опора может быть в виде привычной всем треноги, либо монопода:

Моноподы обычно используются спортивными фотографами, либо фотоохотниками, потому что эти ребята любят носить с собой большие линзы и должны быть мобильными, монопод выполняет функцию опоры, существенно упрощая стабилизацию. Вот довольно известная личность среди спортивных фотографов:

Треноги и моноподы бывают различных конструкций, отличаются размером, весом, максимальной нагрузкой и ценой. Но самое главное в штативе – это головка. Головок существует великое множество для разных целей, поэтому вам важно понять, что вы собрались фотографировать. Вот основные типы, которые вам пригодятся:

Шаровая головка. В основе её конструкции шар, который позволяет крутить камеру во все стороны, что довольно удобно, если вы не снимаете архитектуру и панорамы. Хотя, для панорам на некоторых шаровых головах бывает специальный механизм, как на этой:

3D-головка. В отличие от шаровой позволяет фиксировать камеру в одной или нескольких плоскостях. Если вам нужно поворачивать камеру строго по вертикали или горизонтали, шаровая головка с этим не справится, а для 3D – пара пустяков. С другой стороны, у вас не будет такой гибкости и скорости, как с шаровой, зато удобно снимать большие панорамы. Дорогие 3D-головки часто бывают со встроенными пузырьковыми уровнями, что очень удобно:

Макро-головки (Geared Head). Очень специфическая вещь, необходимая тем, кто не мыслит себя без макро. Особенность этой головы в том, что с помощью специальных приводов и дифференциалов позволяет двигать камеру в одной или двух плоскостях на считанные миллиметры:

Панорамные головки. Эти штуки уже из области ракетных технологий, и знаний нужно примерно столько же, чтобы ими пользоваться. Панорамные головки умеют поворачивать камеру вокруг нодальной точки. Это нужно только если вы панорамами зарабатываете на жизнь:

Существуют и другие типы головок, но все они либо производные, либо комбинации основных.

Определённо, без штатива не обойтись тёмной безлунной ночью в чистом поле. С другой стороны, что вы там собрались фотографировать!? Если вы не занимаетесь коммерческой фотографией, то в большинстве случаев подходит любой свет. Вот кувшинка ночью в тусклом свете фонаря:

Современные камеры на ISO 3200 или 1600 при наличии светосильного фикса вполне могут вас избавить от необходимости таскать с собой штатив.

Если вы не на природе, а в городе, то вообще проблем не должно быть. Самые лучшие штативы – мусорные баки и скамейки (их не надо с собой носить):

Если света совсем нет, то и фотографировать нечего. А когда есть хоть какой-нибудь свет, то вполне приемлемый результат можно получить даже фотографируя с рук, самое главное – включить серийную съёмку, стабилизатор и не забыть поднять ИСО.

Ну и на последок самый главный вопрос: “Что купить?”.

Я покупать штатив для цифровой камеры не советую, вы очень редко будете им пользоваться. Однако, я считаю хороший штатив отличным подарком. Марок штативов бесчисленное множество, но мерседесом считается фирма Manfrotto, если вы не разбираетесь, но хотите подарить качественную вещь.

Лично у меня самая бюджетная модель Manfrotto 728B. Это кит, то есть, комплект с 3D-головкой. На сайте производителя написано, что этот штативчик для маленькой видеокамеры (о как!) или какого-то фотооборудования. Моё фотооборудование – это монстрообразный Nikon D700 + Nikkor 28-300, который любителям миниатюрных видеокамер может присниться только в страшном сне. Штатив отлично выдерживает этого бегемота, никаких проблем я не испытывал.

Последние две фотографии – те немногие, которые были сделаны со штатива.

Будет здорово, если вы расскажете про свой штатив в комментариях. Другим пользователям очень интересно ваше мнение, которое поможет сделать им правильный выбор.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект "Про Фото", это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Денис

review.lospopadosos.com


Смотрите также