Панорамный фотоаппарат. Панорамные фотоаппараты википедия


Панорамный фотоаппарат - это... Что такое Панорамный фотоаппарат?

 Панорамный фотоаппарат

Панорамная фотография — фотография, имеющая большой угол обзора. Панорама может быть планарной, цилиндрической или сферической (иначе называемой кубической).

  • Планарная панорама — проецируется на плоскость и может быть воспроизведена на бумаге или мониторе. Такую панораму обычно получают посредством панорамных фотоаппаратов, имеющих угол обзора более 120°, что позволяет получать вытянутые кадры с широким углом охвата. Достигается столь широкий угол за счёт подвижного объектива, который вращается вокруг своей нодальной точки, направляя световой поток вслед за щелевым затвором. Панорамные фотоаппараты могут использовать узкую (тип 135), широкую (тип 120) фотоплёнку или иметь цифровую матрицу. Так же получить планарную панораму можно и посредством «сшивки» кадров с обычного фотоаппарата, правда в этом случае желательно использовать специальную панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение.
  • Цилиндрическая панорама (циклорама) — проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват 360°. Получить такую панораму можно «сшивкой» кадров с обычного или панорамного фотоаппарата.
  • Сферическая (кубическая) панорама получается проекцией окружения на грани куба (у зрителя возникает ощущение, что он смотрит на поверхность сферы изнутри).
Пример панорамы — внутренний двор Шёнбрунна. Изображение создано на основе 21 последовательного кадра.

См. также

Ссылки

  Панорамные снимки ViewAt Google Maps  KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Панорамное фото
  • Панофски

Смотреть что такое "Панорамный фотоаппарат" в других словарях:

  • панорамный фотоаппарат — Фотоаппарат, в котором съемочный фотографический объектив при экспонировании и поворачивании вокруг оси, перпендикулярной к его оптической оси и проходящей через заднюю главную точку, а соотношение сторон кадра не менее 2:1. [ГОСТ 25205 82]… …   Справочник технического переводчика

  • Панорамный фотоаппарат —         Фотографический аппарат для получения снимков с углом изображения, охватывающим значительный сектор (не менее 100°) или даже весь круг по горизонтали и небольшим (30 35°) по вертикали …   Большая советская энциклопедия

  • Фотоаппарат — Фотоаппараты различных классов …   Википедия

  • Плёночный фотоаппарат — Основная статья: Фотоаппарат …   Википедия

  • Горизонт (фотоаппарат) — У этого термина существуют и другие значения, см. Горизонт (значения). Горизонт …   Википедия

  • ФТ (фотоаппарат) — ФТ 2 …   Википедия

  • Цифровой фотоаппарат — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Беззеркальный цифровой фотоаппарат со сменными объективами — Сравнение схем зеркальной и беззеркальной камеры Беззеркальный цифровой фотоаппарат со сменными объективами  однообъективный системный цифровой фотоаппарат.[1][2] Также распространены названия Mirro …   Википедия

  • Однообъективный зеркальный фотоаппарат — Pentax K1000. Япония. 1976 г. Однообъективный зеркальный фотоаппарат  (однообъективная зеркальная камера, SLR камера (англ. Single Lens Reflex), в простор …   Википедия

  • Простейший фотоаппарат — Среднеформатный фотоаппарат «Ami 66». Польша, 1960 е гг …   Википедия

biograf.academic.ru

Панорамный фотоаппарат Вики

Панорамная фотография — разновидность фотографии, которая позволяет создавать изображение с большим углом обзора по горизонтали. Термин также применим к фотографиям, скадрированным до сравнительно большого соотношения сторон, как правило больше, чем 2:1. Поскольку не существует чёткой границы между «широкоугольной» и «панорамной» фотографией, первая из них обычно относится к типу использованного объектива, хотя сам по себе широкоугольный объектив не даёт панорамного изображения. Изображение, даваемое сверхширокоугольным объективом типа «рыбий глаз», и покрывающее стандартный кадр с соотношением 3:2, не считается панорамным, хотя и обладает большим углом обзора. Панорамным можно назвать изображение, перекрывающее человеческое поле зрения в пределах 160° по горизонтали и 75° по вертикали. Традиционное понятие панорамы предусматривает, что ширина панорамного снимка больше высоты как минимум вдвое, в некоторых случаях отображая 360° пространства в горизонтальной плоскости. Однако, современное понятие панорамной фотографии шире, и предполагает, что доступный угол наблюдения превосходит поле зрения наблюдателя, а в конечном приближении обеспечивает сферический обзор[1][2].

Историческая справка[ | код]

Панорамные изображения начали создавать одновременно с появлением изобразительных искусств. Первый панорамный дагеротип был создан уже через несколько лет после появления технологий фотографии. В 1843 году Йозеф Пухбергер запатентовал фотоаппарат, снимающий поворотным объективом на изогнутую дагеротипную пластинку цилиндрического профиля[3]. Камера обеспечивала горизонтальный угол обзора в 150°, давая снимок шириной 61 сантиметр. Через год Фридриху фон Мартенсу удалось создать более совершенную камеру «Мегаскоп», в которой вместо ручного поворота объектива с помощью рукоятки, использован пружинный механизм. Этим устройством с крыши Луврского дворца сделан первый в истории панорамный фотоснимок, запечатлевший Париж[4][5]. Сложность такой аппаратуры и техники панорамной съёмки не позволили панорамной дагеротипии получить широкое распространение.

Дальнейшее развитие связано с появлением мокрого коллодионного процесса. Для получения панорамы делалось несколько снимков (чаще всего 2 или 3), которые печатались на альбуминовой фотобумаге, и затем вручную монтировались на общем паспарту. Съёмка велась с перекрытием, и соседние снимки стыковались точной обрезкой[2]. Панорамные снимки, созданные таким образом Джорджем Бернартом в годы Гражданской войны США, активно использовались для фотограмметрии при проектировании укреплений и инженерных сооружений. Аналогичная техника панорамной съёмки успешно использовалась и в современном желатиносеребряном фотопроцессе, дожив до времён цифровой фотографии. Появление в 1888 году гибкой фотоплёнки позволило усовершенствовать панорамную фотографию, сделав фильмовый канал изогнутым, как в дагеротипной камере Пухбергера. Плоские стеклянные фотопластинки исключали такую возможность. Первые панорамные фотоаппараты давали цилиндрическую проекцию пространства с помощью объектива, вращающегося вокруг вертикальной оси, проходящей через нодальную точку. Их названия говорят сами за себя: «Цилиндрограф» (1884 год), «Пантаскопик» (1862 год), «Глобускоп» и другие.

В начале XX века появились панорамные фотоаппараты, рассчитанные на рулонную фотоплёнку типа «рольфильм», или на перфорированную 35-мм киноплёнку. Наиболее известны такие камеры, как «Widelux», разработанный в Японии в 1958 году, немецкий «Noblex», а также советские «ФТ» того же года выпуска и «Горизонт» (1967)[6]. С появлением цифровой фотографии потребность в специальных панорамных фотоаппаратах отпала, так как появилась возможность создавать фотографии с любыми углами обзора склеиванием нескольких обычных снимков при помощи специальных компьютерных приложений. Большинство любительских цифровых фотоаппаратов комплектуются простейшими склейщиками такого типа (англ. Photostitcher) в составе поставляемого в коробке программного обеспечения. Кроме того, цифровая панорамная съёмка осуществима путём сканирования окружающего пространства с помощью ПЗС-линейки, поворачивающейся вместе с объективом вокруг его нодальной точки[7].

Методы панорамной фотографии[ | код]

В аналоговой фотографии известны несколько методов получения панорамных снимков, для которых могут быть использованы как обычные фотоаппараты, так и специализированные камеры трёх типов.

Серия снимков с перекрытием[ | код]

Наиболее распространённый способ панорамной фотографии, использующийся ещё со времён мокрого коллодионного процесса. Съёмка может производиться с рук, но наилучшие результаты достижимы при использовании штатива. Многие производители фототехники выпускали для этих целей специальные штативные головки с круговой шкалой, размеченной в градусах. Фотоаппарат закрепляется на штативе и выполняется серия снимков, каждый из которых фиксирует часть будущей панорамы[8]. После каждого снимка камера поворачивается на угол, незначительно меньший горизонтального угла поля зрения объектива, с таким расчётом, чтобы соседние кадры перекрывались. При недостаточном охвате объектива по вертикали, панорама может быть многорядной[9]. Фотоотпечатки, полученные в результате такой съёмки, монтируются на общем паспарту, а точное совмещение границ соседних снимков обеспечивается обрезкой острым ножом[10].

Недостатки этого метода заключаются в неизбежной видимости мест стыковки соседних снимков из-за перспективных искажений и разницы в оптической плотности отпечатков. Длинные прямые на готовых панорамах отображаются в виде ломаных линий, с переломами в местах склеек. Проблемы совмещения особенно остро проявляются при съёмке сравнительно короткофокусным объективом. Технология требует тщательной регулировки параметров при фотопечати и лабораторной обработке снимков, чтобы обеспечить равномерность их фотографических свойств. Кроме того, практически неустранимы последствия виньетирования, а монтаж полученных панорам требует оформительских навыков. Этот метод панорамной съёмки получил распространение в цифровой фотографии, поскольку программными методами устранимо большинство его недостатков. В аналоговой фотографии эти проблемы практически отсутствуют при использовании специализированных панорамных фотоаппаратов.

Поворотный объектив[ | код]

Панорамный фотоаппарат «Горизонт S3 U500» с поворотным объективом Снимок, сделанный панорамным фотоаппаратом с поворотным объективом. Видны характерные искажения горизонтальных прямых

Метод панорамной фотографии, осуществляемый специальными фотоаппаратами с объективом, вращающимся вокруг оси, перпендикулярной оптической, и пересекающейся с ней в задней нодальной точке. Фотоплёнка располагается на цилиндрической направляющей, проложенной вокруг оси вращения объектива[11]. Изображение проецируется на фотоплёнку сквозь узкую щель в цилиндрическом корпусе объектива. Во время съёмки корпус с объективом поворачивается на шарнирах, последовательно экспонируя кадр через щель, движущуюся вдоль его длинной стороны[12]. Процесс съёмки одного кадра может занимать несколько секунд, хотя при этом выдержка остаётся моментальной. Она регулируется скоростью поворота корпуса объектива и шириной щели, выполняющей роль фокального затвора.

В отличие от склеенных панорам, длинные прямые выглядят на готовом снимке цельными, но при отклонении от центра кадра они выгибаются в виде дугообразных линий, сходящихся к боковым границам. Например, при наклоне фотоаппарата вверх, линия горизонта выглядит как чаша, выгибаясь к низу. Типичные углы обзора фотоаппаратов такого типа составляют от 110° до 140°, а кадр обладает соотношением сторон до 4:1[2]. Фотоаппараты, рассчитанные на фотоплёнку тип-135 дают удлинённый кадр, превосходящий малоформатный в 2—3 раза по ширине. Советский «Горизонт» экспонирует кадр размером 24×58 мм.

Фотоаппараты этого типа чаще всего оснащаются объективом типа фикс-фокус, который жёстко установлен на заводе на гиперфокальное расстояние, и при открытой диафрагме обеспечивает резкое отображение удалённых сцен[* 1]. При съёмке близко расположенных предметов приходится закрывать диафрагму для увеличения глубины резкости. В большинстве случаев в некоторых пределах доступна регулировка выдержки, самая длинная из которых ограничена скоростью поворота объектива. Поэтому длительные выдержки на таких фотоаппаратах недоступны, ограничивая их использование для съёмки тёмных сцен. По тем же причинам камеры с поворотным объективом непригодны для съёмки с фотовспышкой. Невысокая скорость сканирования панорамы также препятствует съёмке быстро движущихся объектов, отображаемых с искажением. Однако, этот недостаток может быть использован в художественных целях, например в так называемой щелевой или стрип-фотографии[13][14].

Вращающаяся камера[ | код]

Поворотный фотоаппарат «Leme»

Иногда такие камеры называются «сканирующими» и обеспечивают углы горизонтального обзора 360° и больше, давая возможность многократной съёмки одного и того же фрагмента ландшафта на один кадр. Устройство похоже на предыдущий тип фотоаппарата, но поворачивается не только объектив, а весь корпус, установленный на вертикальной рукоятке[15]. Механический или электрический привод вращает такую камеру вместе с объективом вокруг его нодальной точки, а лентопротяжный механизм подаёт фотоплёнку с таким расчётом, что она остаётся неподвижной относительно изображения, которое строит движущийся объектив в экспонирующей щели.

Длинные прямые при этом также отображаются в виде дугообразных линий, как в камерах предыдущего типа. Принцип действия таких фотоаппаратов был изобетён в 1880-х годах[16]. Первый вращающийся фотоаппарат «Périphote» создан братьями Люмьер в 1900 году[17]. Также известны «Cirkut» (1905), «Leme» (1962), «Rotaflex 360» (1968), «Hulcherama» (1979), «Глобускоп» (1981) и «Roundshot» (1988).

По такому же принципу строятся современные цифровые панорамные фотоаппараты «Паноскан» (рус.)англ. и «Айскан» (англ. Panoscan, Eyescan). Вместо плёнки за экспонирующей щелью располагается ПЗС-линейка, последовательно регистрирующая изображение по мере поворота объектива. Цельное изображение формируется в кадровой памяти камеры[7].

Широкоугольный фотоаппарат[ | код]

Разновидность панорамных фотоаппаратов, снабжённая неподвижным сверхширокоугольным объективом и плоским кадровым окном. Конструктивно такие камеры ничем не отличаются от обычных фотоаппаратов, за исключением удлинённого кадрового окна и возможности свести к минимуму задний отрезок объектива. Поэтому широкоугольные камеры часто строятся по схеме шкальной аппаратуры, благодаря большой глубине резкости объектива[11]. В отличие от камер с вращающимся объективом, дающим цилиндрическую проекцию, широкоформатные фиксируют плоскую с искажениями на краях кадра. При углах обзора свыше 90° неизбежно виньетирование, которое иногда компенсируется маской перед центром объектива. Однако, в отличие от двух предыдущих типов, такие фотоаппараты допускают любые выдержки, в том числе длительные, а также использование фотовспышки. Таким образом, ими возможна съёмка тёмных сцен при недостатке освещения. Наиболее известны фотоаппараты «Hasselblad X-pan», «Linhof Technorama 617» и «Fuji GX617»[18][19].

Цифровые фотоаппараты такого типа позволяют исправлять искажения программными средствами. Поэтому для получения широких углов обзора в них могут использоваться специальные паноморфные объективы, специфические предыскажения которых устраняются при обработке цифровых файлов[20].

Цифровая панорамная фотография[ | код]

Распространение цифровой фотографии позволило резко усовершенствовать панорамную технологию, добиваясь высокого качества при больших углах обзора и без сложного оборудования.

Цифровая склейка[ | код]

Создание панорамного снимка последовательной съёмкой. Красными линиями обозначены места склейки исходных изображений

Наиболее распространённый метод, предусматривающий последовательную съёмку участков панорамы обычным цифровым фотоаппаратом с последующим программным объединением в общий снимок высокого разрешения[21]. Готовый снимок может быть двух видов: в цилиндрической проекции, как в аналоговой фотографии с поворотным объективом, или в сферической, пригодной также для использования в устройствах виртуальной реальности. Чтобы свести к минимуму ошибки совмещения при склеивании, съёмка должна вестись фотоаппаратом, закреплённым на специальной штативной головке, поворачивающей камеру вокруг входного зрачка объектива. Это позволяет исключить параллакс близких предметов из-за смещения точки съёмки при повороте фотоаппарата[21].

Приложения для цифровой склейки панорам позволяют корректировать перспективные искажения, благодаря чему технология в некоторых случаях может использоваться как альтернатива дорогостоящим шифт-объективам и карданным камерам с подвижками[1]. Кроме создания панорам, такая технология пригодна для получения снимков с очень большим разрешением обычной аппаратурой. Однако, из-за последовательной съёмки способ пригоден только для регистрации неподвижных объектов, поскольку их смещение приводит к неточностям склейки или даёт искажённое изображение.

Кроме склейки снимков, сделанных цифровыми фотоаппаратами, программное обеспечение позволяет с высоким качеством склеивать файлы, полученные оцифровкой негативов или фотоотпечатков таких же панорам. При этом качество совмещения границ значительно превосходит, получаемое выклеиванием этих же снимков на общем паспарту, поскольку исходные изображения трансформируются в соответствии с выбранной проекцией. Кроме того, длинные прямые отображаются плавными кривыми, а не ломаными линиями, благодаря программному предыскажению.

Катадиоптрические камеры[ | код]

Оптическая схема катадиоптрической камеры

Панорамное изображение может быть получено с помощью катадиоптрической оптики, содержащей сферические зеркала. Получаемое изображение имеет круговой обзор в 360°, но с сильными искажениями. Последующая цифровая обработка позволяет трансформировать искажённое изображение в прямое с цилиндрической или сферической проекциями.

Одним из главных достоинств метода считается полное отсутствие хроматической аберрации, благодаря использованию зеркала вместо линзы. Система позволяет получать изображения, сходные по характеру со сканирующими камерами или склеенными из нескольких снимков. Однако, для съёмки требуется одна экспозиция, происходящая одновременно для всех частей изображения. Это также даёт преимущество, позволяя фиксировать движущиеся объекты и снимать видео. В то же время, изображение катадиоптрической системы имеет сложную форму, оставляя часть площади матрицы без использования. Это вынуждает использовать сенсоры с избыточным разрешением для получения высококачественных снимков. На сегодняшний день известны катадиоптрические приставки для смартфонов, такие как «GoPano Micro» или «Kogeto Dot»[22].

3D-панорамы[ | код]

Как правило, объёмные панорамные фотографии выполняются в сферической проекции. Некоторые фотоаппараты обладают функцией автоматической съёмки таких панорам в качестве стандартной опции. При этом могут использоваться как два объектива, так и один. Наиболее известны фотоаппараты «Samsung NX-1000» и «Sony DSC RX-1», снабжённые функцией съёмки трёхмерных панорам[23].

Панография[ | код]

Панография ночного Гайд-парка

Так называется приём, используемый фотохудожниками, и основанный на наиболее распространённой технике панорамной фотографии, когда делается серия снимков с их последующей склейкой[24]. При этом взаимная ориентация снимков выбирается произвольной, а полученная итоговая панорама не обрезается до прямоугольника. Готовый снимок выглядит как набор фотографий, в совокупности отображающий какой-либо объект.

В отличие от панорамной фотографии, подразумевающей точную бесшовную стыковку всех изображений, в панографии намеренно нарушаются базовые правила съёмки, которая может проводиться с разной экспозицией, масштабом и даже с разных точек. Таким образом достигается требуемый художественный эффект. Готовый коллаж может быть создан как из бумажных отпечатков вручную, так и из цифровых файлов с помощью компьютера. Для цифровой «сборки» в панографии используются обычные графические редакторы вместо специализированных приложений-фотоститчеров.

Одним из основоположников панографии считается художник Дэвид Хокни, создававший инсталляции из фотоотпечатков размером 10×15 сантиметров. Один из самых известных его коллажей «Перблоссом Хайвей» (англ. Pearblossom Highway) выставлен в музее Гетти[25].

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

  1. ↑ Реже объектив таких фотоаппаратов фокусируется на «бесконечность»

Источники[ | код]

  1. ↑ 1 2 Снимаем панорамы (рус.). журнал «Prophotos» (22 марта 2016). Проверено 5 ноября 2017.
  2. ↑ 1 2 3 Harald Woeste. A History of Panoramic Image Creation (англ.). «Graphics». Проверено 30 октября 2017.
  3. ↑ Владимир Родионов. Хронология событий, связанных с получением изображения (рус.). Новая история светописи. iXBT.com (6 апреля 2006). Проверено 17 декабря 2016.
  4. ↑ ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история, 2014, с. 32.
  5. ↑ Новая история фотографии, 2008, с. 48.
  6. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 231.
  7. ↑ 1 2 Mark III (англ.). Panoscan. Проверено 9 апреля 2017.
  8. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 133.
  9. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 213.
  10. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 215.
  11. ↑ 1 2 Фотоаппараты, 1984, с. 36.
  12. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 47.
  13. ↑ Анатолий Ализар. Щелевая съёмка: сжатие времени по горизонтали (рус.). «Хабрахабр» (16 октября 2012). Проверено 5 ноября 2017.
  14. ↑ Andrew Davidhazy. Basics of Strip Photography (англ.). Персональный сайт. Проверено 31 октября 2017.
  15. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 37.
  16. ↑ Revue Fotografie, 1974, с. 65.
  17. ↑ Le Photorama Lumière (фр.). Institut Lumière. Проверено 29 октября 2017.
  18. ↑ Matthew Robert Joseph. The Hasselblad Xpan (англ.). «Phototeque». Проверено 3 декабря 2017.
  19. ↑ Ken Rockwell. Linhof Technorama 617 Test Review (англ.). Персональный сайт. Проверено 3 декабря 2017.
  20. ↑ Паноморфный объектив и «рыбий глаз» не близнецы (рус.). Видеонаблюдение. Проверено 29 октября 2017.
  21. ↑ 1 2 Владимир Алексеев. Панорамная съёмка: основы техники (рус.). Росфото (16 ноября 2016). Проверено 5 ноября 2017.
  22. ↑ Павел Котов. GoPano micro: 360-градусная камера для iPhone (рус.). 3D News (5 апреля 2011). Проверено 29 октября 2017.
  23. ↑ Сергей Вервейко. Samsung NX1000 — недорогая и точная беззеркалка, теперь с Wi-Fi (рус.). 3D News (21 сентября 2012). Проверено 31 октября 2017.
  24. ↑ Milendia Solomarina. Панография. Мастер-класс (рус.). LiveInternet (6 февраля 2012). Проверено 31 октября 2017.
  25. ↑ Pearblossom Hwy., 11 - 18th April 1986, #2 (англ.). Музей Гетти. Проверено 31 октября 2017.

Литература[ | код]

  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 231—232. — 449 с. — 100 000 экз.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. VIII. Специальные виды съёмок // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 191—220. — 367 с. — 100 000 экз.
  • Фомин А. В. Глава VI. Фотосъёмка // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 116—136. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб.: Machina, 2008. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
  • Рождение фотографии // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 18—25. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2.
  • Панораматический аппарат чехословацкой конструкции (рус.) // Revue Fotografie : журнал. — 1974. — Декабрь (№ 4). — С. 64, 65.

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Панорамная фотография — Википедия

Панорамная фотография — разновидность фотографии, которая позволяет создавать изображение с большим углом обзора по горизонтали. Термин также применим к фотографиям, скадрированным до сравнительно большого соотношения сторон, как правило больше, чем 2:1. Поскольку не существует чёткой границы между «широкоугольной» и «панорамной» фотографией, первая из них обычно относится к типу использованного объектива, хотя сам по себе широкоугольный объектив не даёт панорамного изображения. Изображение, даваемое сверхширокоугольным объективом типа «рыбий глаз», и покрывающее стандартный кадр с соотношением 3:2, не считается панорамным, хотя и обладает большим углом обзора. Панорамным можно назвать изображение, перекрывающее человеческое поле зрения в пределах 160° по горизонтали и 75° по вертикали. Традиционное понятие панорамы предусматривает, что ширина панорамного снимка больше высоты как минимум вдвое, в некоторых случаях отображая 360° пространства в горизонтальной плоскости. Однако, современное понятие панорамной фотографии шире, и предполагает, что доступный угол наблюдения превосходит поле зрения наблюдателя, а в конечном приближении обеспечивает сферический обзор[1][2].

Панорамные изображения начали создавать одновременно с появлением изобразительных искусств. Первый панорамный дагеротип был создан уже через несколько лет после появления технологий фотографии. В 1843 году Йозеф Пухбергер запатентовал фотоаппарат, снимающий поворотным объективом на изогнутую дагеротипную пластинку цилиндрического профиля[3]. Камера обеспечивала горизонтальный угол обзора в 150°, давая снимок шириной 61 сантиметр. Через год Фридриху фон Мартенсу удалось создать более совершенную камеру «Мегаскоп», в которой вместо ручного поворота объектива с помощью рукоятки, использован пружинный механизм. Этим устройством с крыши Луврского дворца сделан первый в истории панорамный фотоснимок, запечатлевший Париж[4][5]. Сложность такой аппаратуры и техники панорамной съёмки не позволили панорамной дагеротипии получить широкое распространение.

Дальнейшее развитие связано с появлением мокрого коллодионного процесса. Для получения панорамы делалось несколько снимков (чаще всего 2 или 3), которые печатались на альбуминовой фотобумаге, и затем вручную монтировались на общем паспарту. Съёмка велась с перекрытием, и соседние снимки стыковались точной обрезкой[2]. Панорамные снимки, созданные таким образом Джорджем Бернартом в годы Гражданской войны США, активно использовались для фотограмметрии при проектировании укреплений и инженерных сооружений. Аналогичная техника панорамной съёмки успешно использовалась и в современном желатиносеребряном фотопроцессе, дожив до времён цифровой фотографии. Появление в 1888 году гибкой фотоплёнки позволило усовершенствовать панорамную фотографию, сделав фильмовый канал изогнутым, как в дагеротипной камере Пухбергера. Плоские стеклянные фотопластинки исключали такую возможность. Первые панорамные фотоаппараты давали цилиндрическую проекцию пространства с помощью объектива, вращающегося вокруг вертикальной оси, проходящей через нодальную точку. Их названия говорят сами за себя: «Цилиндрограф» (1884 год), «Пантаскопик» (1862 год), «Глобускоп» и другие.

В начале XX века появились панорамные фотоаппараты, рассчитанные на рулонную фотоплёнку типа «рольфильм», или на перфорированную 35-мм киноплёнку. Наиболее известны такие камеры, как «Widelux», разработанный в Японии в 1958 году, немецкий «Noblex», а также советские «ФТ» того же года выпуска и «Горизонт» (1967)[6]. С появлением цифровой фотографии потребность в специальных панорамных фотоаппаратах отпала, так как появилась возможность создавать фотографии с любыми углами обзора склеиванием нескольких обычных снимков при помощи специальных компьютерных приложений. Большинство любительских цифровых фотоаппаратов комплектуются простейшими склейщиками такого типа (англ. Photostitcher) в составе поставляемого в коробке программного обеспечения. Кроме того, цифровая панорамная съёмка осуществима путём сканирования окружающего пространства с помощью ПЗС-линейки, поворачивающейся вместе с объективом вокруг его нодальной точки[7].

В аналоговой фотографии известны несколько методов получения панорамных снимков, для которых могут быть использованы как обычные фотоаппараты, так и специализированные камеры трёх типов.

Серия снимков с перекрытием[править | править код]

Наиболее распространённый способ панорамной фотографии, использующийся ещё со времён мокрого коллодионного процесса. Съёмка может производиться с рук, но наилучшие результаты достижимы при использовании штатива. Многие производители фототехники выпускали для этих целей специальные штативные головки с круговой шкалой, размеченной в градусах. Фотоаппарат закрепляется на штативе и выполняется серия снимков, каждый из которых фиксирует часть будущей панорамы[8]. После каждого снимка камера поворачивается на угол, незначительно меньший горизонтального угла поля зрения объектива, с таким расчётом, чтобы соседние кадры перекрывались. При недостаточном охвате объектива по вертикали, панорама может быть многорядной[9]. Фотоотпечатки, полученные в результате такой съёмки, монтируются на общем паспарту, а точное совмещение границ соседних снимков обеспечивается обрезкой острым ножом[10].

Недостатки этого метода заключаются в неизбежной видимости мест стыковки соседних снимков из-за перспективных искажений и разницы в оптической плотности отпечатков. Длинные прямые на готовых панорамах отображаются в виде ломаных линий, с переломами в местах склеек. Проблемы совмещения особенно остро проявляются при съёмке сравнительно короткофокусным объективом. Технология требует тщательной регулировки параметров при фотопечати и лабораторной обработке снимков, чтобы обеспечить равномерность их фотографических свойств. Кроме того, практически неустранимы последствия виньетирования, а монтаж полученных панорам требует оформительских навыков. Этот метод панорамной съёмки получил распространение в цифровой фотографии, поскольку программными методами устранимо большинство его недостатков. В аналоговой фотографии эти проблемы практически отсутствуют при использовании специализированных панорамных фотоаппаратов.

Поворотный объектив[править | править код]

Панорамный фотоаппарат «Горизонт S3 U500» с поворотным объективом Снимок, сделанный панорамным фотоаппаратом с поворотным объективом. Видны характерные искажения горизонтальных прямых

Метод панорамной фотографии, осуществляемый специальными фотоаппаратами с объективом, вращающимся вокруг оси, перпендикулярной оптической, и пересекающейся с ней в задней нодальной точке. Фотоплёнка располагается на цилиндрической направляющей, проложенной вокруг оси вращения объектива[11]. Изображение проецируется на фотоплёнку сквозь узкую щель в цилиндрическом корпусе объектива. Во время съёмки корпус с объективом поворачивается на шарнирах, последовательно экспонируя кадр через щель, движущуюся вдоль его длинной стороны[12]. Процесс съёмки одного кадра может занимать несколько секунд, хотя при этом выдержка остаётся моментальной. Она регулируется скоростью поворота корпуса объектива и шириной щели, выполняющей роль фокального затвора.

В отличие от склеенных панорам, длинные прямые выглядят на готовом снимке цельными, но при отклонении от центра кадра они выгибаются в виде дугообразных линий, сходящихся к боковым границам. Например, при наклоне фотоаппарата вверх, линия горизонта выглядит как чаша, выгибаясь к низу. Типичные углы обзора фотоаппаратов такого типа составляют от 110° до 140°, а кадр обладает соотношением сторон до 4:1[2]. Фотоаппараты, рассчитанные на фотоплёнку тип-135 дают удлинённый кадр, превосходящий малоформатный в 2—3 раза по ширине. Советский «Горизонт» экспонирует кадр размером 24×58 мм.

Фотоаппараты этого типа чаще всего оснащаются объективом типа фикс-фокус, который жёстко установлен на заводе на гиперфокальное расстояние, и при открытой диафрагме обеспечивает резкое отображение удалённых сцен[* 1]. При съёмке близко расположенных предметов приходится закрывать диафрагму для увеличения глубины резкости. В большинстве случаев в некоторых пределах доступна регулировка выдержки, самая длинная из которых ограничена скоростью поворота объектива. Поэтому длительные выдержки на таких фотоаппаратах недоступны, ограничивая их использование для съёмки тёмных сцен. По тем же причинам камеры с поворотным объективом непригодны для съёмки с фотовспышкой. Невысокая скорость сканирования панорамы также препятствует съёмке быстро движущихся объектов, отображаемых с искажением. Однако, этот недостаток может быть использован в художественных целях, например в так называемой щелевой или стрип-фотографии[13][14].

Вращающаяся камера[править | править код]

Поворотный фотоаппарат «Leme»

Иногда такие камеры называются «сканирующими» и обеспечивают углы горизонтального обзора 360° и больше, давая возможность многократной съёмки одного и того же фрагмента ландшафта на один кадр. Устройство похоже на предыдущий тип фотоаппарата, но поворачивается не только объектив, а весь корпус, установленный на вертикальной рукоятке[15]. Механический или электрический привод вращает такую камеру вместе с объективом вокруг его нодальной точки, а лентопротяжный механизм подаёт фотоплёнку с таким расчётом, что она остаётся неподвижной относительно изображения, которое строит движущийся объектив в экспонирующей щели.

Длинные прямые при этом также отображаются в виде дугообразных линий, как в камерах предыдущего типа. Принцип действия таких фотоаппаратов был изобетён в 1880-х годах[16]. Первый вращающийся фотоаппарат «Périphote» создан братьями Люмьер в 1900 году[17]. Также известны «Cirkut» (1905), «Leme» (1962), «Rotaflex 360» (1968), «Hulcherama» (1979), «Глобускоп» (1981) и «Roundshot» (1988).

По такому же принципу строятся современные цифровые панорамные фотоаппараты «Паноскан» (рус.)англ. и «Айскан» (англ. Panoscan, Eyescan). Вместо плёнки за экспонирующей щелью располагается ПЗС-линейка, последовательно регистрирующая изображение по мере поворота объектива. Цельное изображение формируется в кадровой памяти камеры[7].

Широкоугольный фотоаппарат[править | править код]

Разновидность панорамных фотоаппаратов, снабжённая неподвижным сверхширокоугольным объективом и плоским кадровым окном. Конструктивно такие камеры ничем не отличаются от обычных фотоаппаратов, за исключением удлинённого кадрового окна и возможности свести к минимуму задний отрезок объектива. Поэтому широкоугольные камеры часто строятся по схеме шкальной аппаратуры, благодаря большой глубине резкости объектива[11]. В отличие от камер с вращающимся объективом, дающим цилиндрическую проекцию, широкоформатные фиксируют плоскую с искажениями на краях кадра. При углах обзора свыше 90° неизбежно виньетирование, которое иногда компенсируется маской перед центром объектива. Однако, в отличие от двух предыдущих типов, такие фотоаппараты допускают любые выдержки, в том числе длительные, а также использование фотовспышки. Таким образом, ими возможна съёмка тёмных сцен при недостатке освещения. Наиболее известны фотоаппараты «Hasselblad X-pan», «Linhof Technorama 617» и «Fuji GX617»[18][19].

Цифровые фотоаппараты такого типа позволяют исправлять искажения программными средствами. Поэтому для получения широких углов обзора в них могут использоваться специальные паноморфные объективы, специфические предыскажения которых устраняются при обработке цифровых файлов[20].

Распространение цифровой фотографии позволило резко усовершенствовать панорамную технологию, добиваясь высокого качества при больших углах обзора и без сложного оборудования.

Цифровая склейка[править | править код]

Создание панорамного снимка последовательной съёмкой. Красными линиями обозначены места склейки исходных изображений

Наиболее распространённый метод, предусматривающий последовательную съёмку участков панорамы обычным цифровым фотоаппаратом с последующим программным объединением в общий снимок высокого разрешения[21]. Готовый снимок может быть двух видов: в цилиндрической проекции, как в аналоговой фотографии с поворотным объективом, или в сферической, пригодной также для использования в устройствах виртуальной реальности. Чтобы свести к минимуму ошибки совмещения при склеивании, съёмка должна вестись фотоаппаратом, закреплённым на специальной штативной головке, поворачивающей камеру вокруг входного зрачка объектива. Это позволяет исключить параллакс близких предметов из-за смещения точки съёмки при повороте фотоаппарата[21].

Приложения для цифровой склейки панорам позволяют корректировать перспективные искажения, благодаря чему технология в некоторых случаях может использоваться как альтернатива дорогостоящим шифт-объективам и карданным камерам с подвижками[1]. Кроме создания панорам, такая технология пригодна для получения снимков с очень большим разрешением обычной аппаратурой. Однако, из-за последовательной съёмки способ пригоден только для регистрации неподвижных объектов, поскольку их смещение приводит к неточностям склейки или даёт искажённое изображение.

Кроме склейки снимков, сделанных цифровыми фотоаппаратами, программное обеспечение позволяет с высоким качеством склеивать файлы, полученные оцифровкой негативов или фотоотпечатков таких же панорам. При этом качество совмещения границ значительно превосходит, получаемое выклеиванием этих же снимков на общем паспарту, поскольку исходные изображения трансформируются в соответствии с выбранной проекцией. Кроме того, длинные прямые отображаются плавными кривыми, а не ломаными линиями, благодаря программному предыскажению.

Катадиоптрические камеры[править | править код]

Оптическая схема катадиоптрической камеры

Панорамное изображение может быть получено с помощью катадиоптрической оптики, содержащей сферические зеркала. Получаемое изображение имеет круговой обзор в 360°, но с сильными искажениями. Последующая цифровая обработка позволяет трансформировать искажённое изображение в прямое с цилиндрической или сферической проекциями.

Одним из главных достоинств метода считается полное отсутствие хроматической аберрации, благодаря использованию зеркала вместо линзы. Система позволяет получать изображения, сходные по характеру со сканирующими камерами или склеенными из нескольких снимков. Однако, для съёмки требуется одна экспозиция, происходящая одновременно для всех частей изображения. Это также даёт преимущество, позволяя фиксировать движущиеся объекты и снимать видео. В то же время, изображение катадиоптрической системы имеет сложную форму, оставляя часть площади матрицы без использования. Это вынуждает использовать сенсоры с избыточным разрешением для получения высококачественных снимков. На сегодняшний день известны катадиоптрические приставки для смартфонов, такие как «GoPano Micro» или «Kogeto Dot»[22].

3D-панорамы[править | править код]

Как правило, объёмные панорамные фотографии выполняются в сферической проекции. Некоторые фотоаппараты обладают функцией автоматической съёмки таких панорам в качестве стандартной опции. При этом могут использоваться как два объектива, так и один. Наиболее известны фотоаппараты «Samsung NX-1000» и «Sony DSC RX-1», снабжённые функцией съёмки трёхмерных панорам[23].

Панография ночного Гайд-парка

Так называется приём, используемый фотохудожниками, и основанный на наиболее распространённой технике панорамной фотографии, когда делается серия снимков с их последующей склейкой[24]. При этом взаимная ориентация снимков выбирается произвольной, а полученная итоговая панорама не обрезается до прямоугольника. Готовый снимок выглядит как набор фотографий, в совокупности отображающий какой-либо объект.

В отличие от панорамной фотографии, подразумевающей точную бесшовную стыковку всех изображений, в панографии намеренно нарушаются базовые правила съёмки, которая может проводиться с разной экспозицией, масштабом и даже с разных точек. Таким образом достигается требуемый художественный эффект. Готовый коллаж может быть создан как из бумажных отпечатков вручную, так и из цифровых файлов с помощью компьютера. Для цифровой «сборки» в панографии используются обычные графические редакторы вместо специализированных приложений-фотоститчеров.

Одним из основоположников панографии считается художник Дэвид Хокни, создававший инсталляции из фотоотпечатков размером 10×15 сантиметров. Один из самых известных его коллажей «Перблоссом Хайвей» (англ. Pearblossom Highway) выставлен в музее Гетти[25].

  1. ↑ Реже объектив таких фотоаппаратов фокусируется на «бесконечность»
  1. ↑ 1 2 Снимаем панорамы (рус.). журнал «Prophotos» (22 марта 2016). Проверено 5 ноября 2017.
  2. ↑ 1 2 3 Harald Woeste. A History of Panoramic Image Creation (англ.). «Graphics». Проверено 30 октября 2017.
  3. ↑ Владимир Родионов. Хронология событий, связанных с получением изображения (рус.). Новая история светописи. iXBT.com (6 апреля 2006). Проверено 17 декабря 2016.
  4. ↑ ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история, 2014, с. 32.
  5. ↑ Новая история фотографии, 2008, с. 48.
  6. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 231.
  7. ↑ 1 2 Mark III (англ.). Panoscan. Проверено 9 апреля 2017.
  8. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 133.
  9. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 213.
  10. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 215.
  11. ↑ 1 2 Фотоаппараты, 1984, с. 36.
  12. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 47.
  13. ↑ Анатолий Ализар. Щелевая съёмка: сжатие времени по горизонтали (рус.). «Хабрахабр» (16 октября 2012). Проверено 5 ноября 2017.
  14. ↑ Andrew Davidhazy. Basics of Strip Photography (англ.). Персональный сайт. Проверено 31 октября 2017.
  15. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 37.
  16. ↑ Revue Fotografie, 1974, с. 65.
  17. ↑ Le Photorama Lumière (фр.). Institut Lumière. Проверено 29 октября 2017.
  18. ↑ Matthew Robert Joseph. The Hasselblad Xpan (англ.). «Phototeque». Проверено 3 декабря 2017.
  19. ↑ Ken Rockwell. Linhof Technorama 617 Test Review (англ.). Персональный сайт. Проверено 3 декабря 2017.
  20. ↑ Паноморфный объектив и «рыбий глаз» не близнецы (рус.). Видеонаблюдение. Проверено 29 октября 2017.
  21. ↑ 1 2 Владимир Алексеев. Панорамная съёмка: основы техники (рус.). Росфото (16 ноября 2016). Проверено 5 ноября 2017.
  22. ↑ Павел Котов. GoPano micro: 360-градусная камера для iPhone (рус.). 3D News (5 апреля 2011). Проверено 29 октября 2017.
  23. ↑ Сергей Вервейко. Samsung NX1000 — недорогая и точная беззеркалка, теперь с Wi-Fi (рус.). 3D News (21 сентября 2012). Проверено 31 октября 2017.
  24. ↑ Milendia Solomarina. Панография. Мастер-класс (рус.). LiveInternet (6 февраля 2012). Проверено 31 октября 2017.
  25. ↑ Pearblossom Hwy., 11 - 18th April 1986, #2 (англ.). Музей Гетти. Проверено 31 октября 2017.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 231—232. — 449 с. — 100 000 экз.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. VIII. Специальные виды съёмок // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 191—220. — 367 с. — 100 000 экз.
  • Фомин А. В. Глава VI. Фотосъёмка // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 116—136. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Мишель Фризо. Новая история фотографии = Nouvelle Histoire de la Photographie / А. Г. Наследников, А. В. Шестаков. — СПб.: Machina, 2008. — 337 с. — ISBN 978-5-90141-066-0.
  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с. — 100 000 экз.
  • Рождение фотографии // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 18—25. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2.
  • Панораматический аппарат чехословацкой конструкции (рус.) // Revue Fotografie : журнал. — 1974. — Декабрь (№ 4). — С. 64, 65.

ru.bywiki.com

Панорамный фотоаппарат - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Панорамная фотография — обобщенное название всего, что связано со съёмкой панорам. Под этим термином подразумевают одно из:

  • фотография с большим углом обзора, превышающим возможности обычных объективов, а зачастую и больше 180 градусов;
  • обычная фотография «длинного» формата, с соотношением сторон 1×2, 1×3 и больше;
  • фотография, полученная путём технологии сборки панорам из отдельных кадров (при этом она может иметь небольшой угол обзора и стандартное соотношение сторон).

В зависимости от области применения панорамы могут быть планарными и виртуальными.

  • Планарными — проецируются на плоскость и могут быть целиком воспроизведены на бумаге или мониторе.
  • Виртуальными — предназначены для показа на компьютере с помощью специального программного обеспечения, позволяющего зрителю «крутить головой», глядя на разные части пространства, окружавшего фотографа при съёмке. Такие панорамы могут быть сферическими (покрывают 360×180 градусов и позволяют зрителю смотреть не только влево-вправо, но и под ноги и над головой) и цилиндрическими (можно смотреть только влево-вправо).

Планарные панорамы могут быть представлены в одной из распространенных проекций, пришедших из картографии.

  • Прямолинейная (rectlinear, она же flat, плоская и т. д.) панорама — панорама, в которой прямые линии остаются прямыми (гномоническая проекция). Угол обзора таких панорам ограничен, поскольку при увеличении угла начинается сильное растяжение объектов по краям, деформации, связанные с боковым видом объектов и т. д. Разумный угол по горизонтали и вертикали — порядка 90 градусов, максимальный у клееных панорам зависит от программы сборки и редко выходит за 130 градусов. Прямолинейную панораму можно получить:
  • Цилиндрическая проекция — проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват по горизонтали до 360° (по вертикали ограничения аналогичны прямолинейным панорамам) без растягивания объектов съемки по горизонтали. Отличительной особенностью таких снимков является выгибание горизонтальных линий. Длинные прямые здания могут выглядеть как изогнутые в плане. Поэтому в архитектурной съёмке используется редко. Такие панорамы получаются склейкой из фрагментов или панорамным фотоаппаратом с вращающимся объективом. Типичный представитель такой техники — серия отечественных фотоаппаратов «Горизонт».
  • Сферическая проекция получается «разворотом» поверхности сферы на плоскость. Такая проекция позволяет показать изображение с охватом 360×180, однако ценой существенных искажений. Эта проекция часто используется для хранения сферических панорам. Частный случай таких панорам — снимки, сделанные при помощи объективов типа «рыбий глаз», особенно его разновидностей, дающих изображение в круге с углом охвата 180°.
  • Проекция Меркатора — промежуточный вариант между цилиндром и сферой. Позволяет показать больший угол по вертикали (однако не полную сферу) с меньшими искажениями, чем у сферической проекции.
  • Кубическая проекция — сфера отображается на 6 граней куба, в который она вписана. Фактически это 6 кадров в прямолинейной проекции. Часто используется для хранения сферических панорам.

Панорамы, полученные путём сшивки множества снимков, снимаются с помощью панорамных головок штатива, что позволяет избежать параллакса.

Пример панорамы — внутренний двор Шёнбрунна. Изображение создано на основе 21 последовательного кадра.

На основе панорамных фотоизображений можно собрать логически связанные между собой переходами сцены. С использованием Flash-технологий таким образом получается виртуальный тур на основе панорамной фотографии. Область применения данной реализации довольно обширна: это могут быть как коммерческие отели, фитнес-центры и кафе, так и государственные музеи и выставки.

См. также[ | ]

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также