Поднимаемся в горы. Съемка в горах. Фотоаппарат в горы


Как фотографировать горы

Поход в горы – это возможность вдохнуть глоток чистого, освежающего воздуха, почувствовать адреналин в крови, стремительный ветер, развивающий волосы, и теплые солнечные лучи на своей коже. И, конечно, восхититься впечатляющими панорамами горных хребтов и удивительной красотой гор. У всех, кто побывал в горах, возникает непреодолимое желание сфотографировать горные пейзажи и оставить на память прекрасные ощущения от своего увлекательного похода. Фотографиями гор умиляются даже те, кто никогда не видел эти огромные массивы собственными глазами. Однако съемка в горах имеет свою специфику. Фотографии должны передавать всю ту красоту, которую видит фотограф через объектив своей камеры. И здесь приходиться учитывать целый ряд нюансов.

Фотосъемка гор во многом похожа на обычную пейзажную фотографию. Например, касательно того, какое время лучше всего выбрать для съемки. Опытные фотографы-путешественники сходятся на том, что самые красивые фотографии горных вершин и их окрестностей получаются на закате и рассвете, что обусловлено, в первую очередь, мягкостью теней и теплым светом.

В то же время съемка гор имеет и свои особенности, о которых нужно помнить фотографу. Не стоит забывать, что в горах погода меняется очень быстро, и, порой, совершенно непредсказуемо. То же самое касается и изменений условий освещения – они также происходят стремительно, что существенно осложняет работу фотографа. Если в горах облака начинают заслонять солнце, то освещение меняется более заметно, чем в обычных условиях, поскольку слишком велика разница между светом и тенью. Фотограф всегда должен быть готов к непредсказуемой погоде. Необходимая экипировка для фотографа, желающего поснимать в горах – водонепроницаемая, теплая одежда и горные ботинки с нескользкой подошвой.

Воздух в горах становится все более разряженным с повышением высоты. В плане особенностей фотографии это обуславливает наличие очень насыщенного цвета неба – голубого со склонностью к синеве. Подобный цвет возникает в силу высокой доли ультрафиолета в световом спектре. Высокий уровень ультрафиолета на значительных высотах в горах также вызывает появление голубоватой дымки вдали.

В горных условиях становится заметным сильный контраст по освещенности и цветовой температуре между областями, располагающимися в тени и на солнце. Поскольку в разреженном горном воздухе контраст с солнечным светом ярко выражен, то фотографы предпочитают устанавливать экспозицию по хорошо освещенным участкам, а не по теням.

Фотооборудование

Итак, начнем с того, что же понадобится Вам для осуществления фотосъемки в горах, и какие требования предъявляются к используемому фотооборудованию. Что касается фотоаппарата, то совершенно очевидно, что он не должен быть слишком большим и громоздким, чтобы не сильно мешать Вам во время изматывающего горного похода. В то же время обычная «мыльница», пусть и с некоторыми расширенными функциональными возможностями, не подойдет.

В идеале, камера не должна стеснять Ваши движения в сложных горных условиях, при этом обеспечивая все возможности для полноценной съемки. У фотоаппарата должен быть прочный, надежный влагозащищенный корпус, чтобы ему не был страшен никакой мелкий дождь или пыль. Это важно в горных условиях, где, как мы уже выяснили, погода меняется стремительно. Для камеры можно захватить какой-нибудь защитный чехол от дождя.

Объектив для съемки гор обязательно должен обладать возможностью многократного оптического приближения. Ведь в горах не всегда можно свободно перемещаться из одной точки в другую, выбирая наиболее подходящий ракурс. Камера, имеющая хороший зум, расширяет возможности фотографа для съемки интересных объектов на разном расстоянии. В принципе, опытные фотографы используют два типа камер для гор – легкую «дорожную», совершенно не стесняющую движения во время переходов, и «творческую» зеркальную камеру, которая надежно защищена от влаги, пыли и механических повреждений, и предоставляет более широкие возможности для съемки.

Пейзажи снимают преимущественно на широкоугольные объективы, поскольку такая оптика позволяет получать четкие, хорошо сфокусированные кадры, как на переднем, так и на заднем плане. Так же широкоугольный объектив делает объекты на переднем плане больше, а на заднем – меньше, тем самым, создавая ощущение пространства. Для съемки в горных ущельях лучшего всего подойдет короткофокусная широкоугольная оптика, позволяющая охватить всю панораму. Впрочем, если использовать сверхширокоугольный объектив, то он будет значительно удалять задний план, неприятно искажая пространство.

Может пригодиться и длиннофокусная оптика, которая предоставляет возможность снимать удаленные горные вершины и позволяет разместить в кадре сразу несколько разно удаленных объектов. Рекомендуется взять с собой в горы небольшой набор сменных объективов, например, зум-объектив 17-70 мм и телеобъектив 70-200 мм. Вместо зум-объектива можно взять оптику с фиксированным фокусным расстоянием и высокой разрешающей способностью. В частности, будет достаточно 28 мм объектива.

Кроме оптики и камеры, Вам, скорее всего, понадобится штатив. Однако носить с собой штатив во время перемещения в горах – занятие не из легких. Тяжелый и громоздкий штатив, хотя он и будет более устойчивым в условиях сильного ветра, все же лучше оставить дома. Таская такую тяжесть с собой в течение нескольких часов, Вы вряд ли сможете сконцентрироваться на качестве своих снимков. Когда устаешь – фотографии чаще всего получаются плохими. Практика показывает, что в горах каждый грамм на вес золота. Штатив, конечно, нужен, но в идеале он должен быть одновременно устойчивым и легким. Например, можно использовать трехсекционный штатив с универсальной шаровой головкой.

Из дополнительных аксессуаров можно прихватить с собой в горы поляризационный и градиентный фильтры. Поляризационный фильтр помогает делать более красивые снимки неба, а градиентный служит для того, чтобы получить более экспонированные кадры в условиях существенного перепада контраста между небом и землей. Также перед походом в горы стоит проверить наличие пустой флешки в камере и запасной, плюс рекомендуется обзавестись дополнительной аккумуляторной батареей. Две карты памяти и два источника питания – все это крайне необходимо, ведь в горах Вы не сможете найти электрическую розетку или магазин, продающий фото аксессуары.

Съемка в горах

Определившись с необходимым набором фотооборудования, перейдем непосредственно к специфике съемки в горах. Пожалуй, самый важный момент при съемке в горах – это определение правильной экспозиции. В горных условиях контрастность очень высока, и если стоит яркая солнечная погода, а в кадр попадает снег или насыщенное голубое небо, встроенный экспонометр имеет свойство несколько завышать свои показания, вследствие чего кадр получается слишком темным. Поскольку условия освещения в горах могут меняться очень быстро, лучше использовать не ручной режим съемки, а режим приоритета диафрагмы. Светочувствительность ISO обычно выставляется на минимальный уровень. Если съемка производится со штатива в ясный солнечный день, то рекомендуется снимать в промежутке диафрагм от 8 до 11. В пасмурную же погоду стоит чуть больше открыть диафрагму.

Самый главный вопрос – как замерять экспозицию? Тут фотографы используют различные способы. Например, выбирается самый светлый участок на среднем или ближнем фоне, по которому и замеряется экспозиция. Лучше, конечно, избегать сильноконтрастных фотографий и компоновать кадр таким образом, чтобы освещение оказывалось более-менее однородно. В целом, оптимально проводить экспонирование по какому-либо объекту средней яркости, чтобы получить качественные результаты. Однако при съемке красивых закатов или рассветов в горах имеет смысл определять экспозицию по участку неба, находящемуся примерно на двадцать – двадцать пять градусов выше солнца.

Можно использовать одиночный автофокус с фокусировкой по центру, причем в настройках фотоаппарата нужно указать, чтобы при блокировке фокуса значение экспозиции не изменялось. Это позволяет применять прием с перефокусировкой. Вы наводите центр видоискателя на нужную точку, нажимаете кнопку спуска затвора до середины, после чего смещаете камеру в одной плоскости (не меняя расстояние до объекта), чтобы получить интересную композицию. Далее осуществляете кадрирование по своему вкусу и нажимаете спусковую кнопку до конца. Таким способом можно добиться того, что в кадре резким будет именно тот объект, который Вам нужен, причем экспозиция будет замерена по нему.

Если Вы снимаете без штатива, то для получения резких фотоизображений имеет смысл задействовать систему стабилизации, причем лучше всего ту, которая встроена в объектив. При съемке со штатива вибрации, создаваемые изменением расположения линз в объективе или положения матрицы в корпусе фотоаппарата, могут повлиять на четкость картинки, поэтому в этом случае систему стабилизации лучше отключить. При использовании штатива рекомендуется активировать таймер (автоспуск) на две секунды или позаботиться о пульте дистанционного управления.

Поскольку горы мы чаще всего видим снизу, то, возможно, стоит искать более интересные ракурсы, чем простая съемка у подножья гор или с дороги. Такие снимки вряд ли смогут привлечь внимание зрителя, они обычные и доступны всем. Если Вы хотите создать действительно впечатляющие и интересные снимки гор, то лучше выбирать ракурсы с необычных позиций, например, сверху вниз. Для этого потребуется вскарабкаться на вершину (если это возможно) или подняться как можно выше и сделать снимки параллельно линии горизонта, либо с верхнего ракурса вниз.

В горах чаще используйте контровый свет и силуэты, не забывайте снимать против солнца – зачастую получаются очень яркие, незабываемые кадры. Ищете в горах яркие насыщенные краски, особенно в часы рассвета и заката. Во время любого похода на пути Вам будут часто встречаться объекты, которые, казалось бы, никак не связаны с темой гор. Например, старинные сооружения или современные постройки. Их неплохо было бы также сфотографировать на фоне гор.

Если Вы выбрали какую-либо сцену в горах для съемки, рекомендуется сделать еще несколько дополнительных кадров слева и справа от нее с теми же установками экспозиции – возможно, при обработке снимков Вы сможете сделать более объемную панораму или как минимум добавить своей фотографии пространства по горизонтали. Для масштаба можно использовать человека в кадре, к тому же, это придаст особую достоверность Вашей фотографии.

Отправляясь в горы с фотоаппаратом, не забывайте о своей безопасности. В горах подвернуть ногу или получить какую-либо серьезную травму ничего не стоит. Поэтому перед походом в горы, Вы должны внимательно изучить рельеф того места, куда Вы собрались, погодные условия, наиболее интересные места и подстерегающие опасности. Самый оптимальный вариант – найти проводника, который много лет живет в конкретной местности и знает о ней практически все. С помощью такого опытного человека Вы сможете обеспечить создание наиболее благоприятных условий для своего путешествия и выполнения самой фотосъемки в горах.

www.fotokomok.ru

Как фотографировать горы, съемка в горах

На земле немного мест, где столько живописных и ярких картин природы, как в горах. Ослепительно белый снег и голубые массивы ледников соседствуют с разноц­ветьем и разнотравьем альпийских лугов, а в поразительных по чистоте горных озерах отражаются облака, пихты, заснеженные горные пики... Но, как говорится, лучше один раз увидеть! И хочется передать свои впечатления близким и друзьям, поэтому редкий турист идет в горы без фотокамеры.

Пример использования погодных условий при съемке. Фотограф: Карпин Антон.

Съемка в горах имеет ряд особенностей, о которых и пойдет речь.

Снаряжение и подготовка к фотосъемке в горах.

Переходы в горной местности трудны сами по себе — идти приходится с грузом жизне­обеспечения весом 15—20 килограммов. Фотоаппаратура — это дополнительный вес, следовательно, брать с собой надо только самое необходимое, но достаточное для решения творческих задач оборудова­ние. Многие предпочитают «цифромыльницы», они, конечно, легки, но серьезные творческие задачи – им не по плечу.

В горах далеко не всегда можно выбрать по желанию точку съемки, переме­щаясь вместе с фотокамерой. Невозможно, например, снять крупным планом удален­ную вершину: даже если удастся прибли­зиться к ней, она может быть закрыта дру­гими горами или оказаться в совершенно другом ракурсе. Весьма непросто и сфото­графировать высокогорное озеро, окружен­ное со всех сторон крутыми скалами. Поэтому целесообразно иметь зеркальную камеру с небольшим набором сменных объ­ективов или хорошим зумом, ее больший вес компенсируется более комфортной работой и универсальностью. Как альтернативу – можно рассмотреть фотокамеру – «ультразум», она гораздо легче, а ведь если устанете - фотографировать уже не захочется.

Серьезной проблемой в походах явля­ется переноска аппаратуры. Если носить камеру на коротком ремне, это вызывает постоянное напряжение шейных мышц и быструю усталость. Не очень удобен и наплечный кофр. Лучше всего купить специальный пояс с ячейками для объективов, различных принадлежностей и карманом для фотока­меры. Также в комплекте, например, с объективами «Сигма» - чехлы с возможностью подвесить их к поясу - уже предоставлены совершенно бесплатно. Ячейки/чехлы должны предохра­нять аппаратуру от легких ударов и желательно - обеспе­чивать изоляцию от дождя.

Из принадлежностей нужны бленды, особенно при съемке на снежниках и лед­никах, а также при контровом освещении.

Применение ультрафиолетового свето­фильтра оправдано только при выходе на высоту 3000 метров. На меньших высотах этот светофильтр, если он не имеет многослойного просветления, «отре­зает» и некоторую часть фиолетового участка спектра, из-за чего исчезает впе­чатление чистоты, прозрачности и харак­терного для гор фиолетового оттенка неба. Впрочем, сейчас сложно найти простое защитное стеклышко – без функции ультрафиолетового фильтра, но просветлены они – хорошо.

Экспонирование.

Определение экспо­зиции при фотосъемке в горах не обходится без ошибок. Это не случайно. Горы сами по себе очень контрастны, особенно при ярком солнечном освещении. Если в поле зрения объектива попадает снежный участок, вода горной реки или небо, то экспонометр дает завышенные показания и в результате получается темный кадр. Экспонирование лучше производить по какой-либо поверх­ности средней яркости, например по травя­нистому склону, по скальному участку. Исключительно живописная картина в горах — закаты и рассветы. Сфотографи­ровать солнце так, чтобы не «погасить» абсолютно все остальные детали снимка, гораздо сложнее. В этом случае измерение экспозиции лучше всего произвести по участку неба приблизительно на 20° выше солнечного диска. Исходя из опыта, можно посоветовать иной способ — измерить экс­позицию с заходящим солнцем в кадре и затем увеличить ее при съемке в 3—4 раза.

Сменная оптика.

Наибольшее примене­ние находят широкоугольники, так как сни­мать чаще всего приходится в ущельях, по которым проходят горные тропы, из точек, откуда охватить всю панораму горных мас­сивов без применения короткофокусных объективов невозможно.

Фокусное расстояние - 10 мм. Видны - и горная речка, и сами скалы.  Фотограф - Карпин Антон.

Могу порекомендовать объектив Сигма 10-20 – весьма актуальный для зеркалок с кроп-матрицей. Необходимо помнить, что сверхширокоугольный объектив сильно удаляет задний план, искажает изображаемое простран­ство, особенно, если ось объектива накло­нена под углом к горизонтали, горные мас­сивы кажутся ниже и меньше. Применение «сверширокоугольников» типа той же Сигмы с фокусным расстоянием в 10мм. порой дает интересные художе­ственные эффекты: если в кадре есть облака, они станут как бы «разлетающими­ся» из одной удаленной точки. Длиннофо­кусные объективы, наоборот, приближают задний план. Такая оптика позволяет сни­мать отдаленные вершины, совмещать в одном кадре разноудаленные объекты.

Как фотографировать горы... Фотография сделана не далеко от Сочи. Фотограф: Карпин Антон.

Исключительный интерес представ­ляют растущие в высокогорье цветы. При­менение для фотографирования цветов удлинительных колец неудобно, потому что для их установки приходится снимать объ­ектив. Поэтому один из Ваших объективов - обязательно должен обладать функцией съемки макро!

Съемка цветов в горах. Фотограф: Карпин Антон

Несколько слов об условиях освещенно­сти при фотосъемке в горах. Наиболее интересные кадры получаются, когда солнце проходит полуденную зону, длина теней минимальна, достаточно хорошо освещены как вершины гор, так и их скло­ны. Хорошо прорабатывается глубина про­странства и снимок сохраняет объемность. Это проявляется в пору золотой осени, когда в лесах, растущих на склонах, играют все краски лета и осени — от темно-зеле­ного до ярко-золотого.

Склон горы освещен под острым углом, поэтому очень здорово "играет красками". Фотограф: Карпин Антон.

Горы прекрасны всегда — в любое время года, при любой погоде и в любое время суток. Даже через несколько лет после съемки, если Вы вновь решите посмотреть свои фотографии, перед Вами снова заблестит бирюзовая гладь горного озера, заискрятся хрустальные капли водопада, вы услышите шум горного ветра, почувству­ете запах снега и альпийских цветов. Гово­рят, что жить стоит ради воспоминаний, поэтому фотографируйте горы — может быть, это будут самые яркие и красивые воспоминания в вашей жизни.

Если у Вас есть дополнительные вопросы, предложения, идеи о съемке в горах - прошу поделиться ими - в комментариях к статье!

В заключение - завораживающее видео с гор Казахстана, сделанное с помощью нескольких зеркальных фотоаппаратов:

Статья подготовлена по материалам журнала «Фотография».

creazon.ru

Особенности зимней съемки в горах: nikonofficial

Съёмка в заснеженных горах по праву считается одной из самых тяжёлых, ведь погода здесь меняется очень быстро, а условия не самые лучше, если не сказать экстремальные. Помочь разобраться c особенностями съёмки мы попросили Кирилла Умрихина – фотографа, специализирующегося на путешествиях и экстремальных видах спорта. Специально для пользователей Nikon Кирилл дал ещё и несколько полезных «лайфхаков» для создания фотографий со сноубордистами и горнолыжниками в движении!

Кирилл, какое время суток ты считаешь самым оптимальным для съёмки в заснеженных горах?

Я очень люблю красивый свет, причём, он может быть в любое время дня. В горах погода меняется молниеносно. Иногда кажется, что съёмки не будет, всё затянуто и, вдруг, среди облаков появляются лучи, ты успеваешь сделать несколько кадров, и опять всё затягивает облаками. Горы есть горы, но, безусловно, самый красивый свет во время заката и рассвета.

На фото: Иван Малахов

В прошлом году мне удалось организовать съёмку, которую я планировал два года. Мы снимали на рассвете в Красной Поляне. Для этого нам пришлось остаться ночевать на горе в домике работников лавинной службы. Проснулись мы ещё затемно и спускались к станции подъёмника с фонариками.

Первые лучи солнца мы застали наверху. Я ждал, пока все райдеры выйдут к месту, откуда начнут свой спуск. Всё прошло успешно, и мне удалось сделать несколько удачных кадров.

На фото: Максим Панков

Какие особенности необходимо учитывать при съёмке на склоне?

При съемке на подготовленных склонах прежде всего, нужно думать о безопасности.

  • Не стойте на трассе, ведь это мешает кататься другим.
  • Заранее просчитывайте траекторию движения сноубордиста или лыжника.
  • Всегда обращайте внимание на то, где расположено солнце. Снимки против света в снегу чаще всего более выигрышны, чем кадры «по свету».

На фото: Сергей Зюзюк

Есть ли оптимальные настройки камеры для съёмки движущихся объектов в темноте?

Прежде всего, вам нужно думать о выдержке. Если вы снимаете без вспышек, то самая критичная выдержка- 1/200 секунды. Всё, что длиннее, уже будет смазано.

При съёмке со вспышками выдержка не может быть более 1/250 секунды.

На фото: Андрей Москвин

Используйте вспышки и другой свет, который есть вокруг вас. Вспышки можно использовать накамерные или внешние и подключать их с помощью радиосинхронизаторов.

На фото: Кирилл Умрихин и Артем Шелдовицкий

Иногда я использую две, три, и более вспышек, но съёмка с таким количеством света очень трудная как технически, так и с точки зрения выставления света.

На фото: Константин КокоревИспользовано три внешние вспышки

На фото: Артем ШелдовицкийИспользована одна внешняя вспышка

Кирилл, как ты выбираешь ракурсы: специально или полагаешься на случай?

Я считаю, что правильная композиция - это гораздо важнее, чем любые настройки в камере (экспозиция). Грамотно построить кадр - умение, которому обучаешься всё время. Естественно, в голове есть некие идеи, но всё ты понимаешь только тогда, когда попадаешь на место. У тебя есть площадка - мир вокруг тебя, у тебя есть средства - камера и набор оптики и, конечно же, у тебя есть знания. Когда ты грамотно используешь эти вещи, у тебя получается хороший кадр. Иногда можно сделать хорошую фотографию, полагаясь на удачу. Иногда ты снимаешь из одной точки, а потом делаешь шаг в сторону и находишь ту самую позицию. В экстремальном спорте всё немного тяжелее, чем, скажем, в пейзажной фотографии. Трюк длится секунды, и зачастую его делают один раз. В этом смысле, «экспериментировать» возможности нет. Ты должен чётко представлять, что ты хочешь получить и применять эти знания на месте. Более того, зачастую ты просто не можешь ходить и искать нужный ракурс, гулять в мягком снегу, утопая по шею просто невозможно.

На фото: Иван Малахов

Порой на снег проблематично поставить штатив. Как в таких условиях снимать ночью на длинной выдержке?

Чтобы снять подобную фотографию, вам нужна зеркальная камера, штатив, пульт управления камерой и терпение. Если говорить о штативе, то лучше использовать более тяжёлый и устойчивый. Ночью часто дует сильный ветер, и самое неприятное - это потерять резкость из-за тряски камеры. Ноги у штатива должны быть прочными и вам не нужно сильно разгибать их, а лучше просто глубоко воткнуть в снег и примять. Ещё лучше- найти утрамбованную площадку. У пульта должна быть возможность управления выдержкой. На данной фотографии она приблизительно равна часу. В центре - Полярная звезда. Если вы хорошо разбираетесь в звёздном небе, то её не так трудно найти. Остальным советую пользоваться прекрасной программой для Iphone «Star Walk». К примеру, вы будете всегда в курсе, когда и где заходит Луна. Это очень важно - снимать в новолуние, так как во время полнолуния небо очень сильно «засвечено» отражённым светом Луны.

На что бы ты посоветовал фотографам обращать внимание при выборе вспышки?

Если вы снимаете с внешней накамерной вспышкой, то я советую использовать её того же производителя, что и камера. Надёжней и лучше перестраховаться, чем иметь проблемы позже.

Если вы хотите снимать со вспышками, которые будут находиться вне камеры, вам нужно выбрать способ их запуска - ИК или радиоканалы.

На фото: Павел Харитонов

ИК - инфракрасные лучи, способ связи между вспышками. Основной его недостаток - небольшой радиус действия. Это оптимальный вариант для студии или городского спорта, но в горах он не подойдёт.

Радио-синхронизаторы (трансмиттеры) – устройства, которые соединяют вспышку с камерой по радиоканалу и работают на расстоянии более 100 метров. Удобны в использовании в горах и вообще на открытом воздухе.

Какая будет вспышка при съёмке, значения не имеет. Для меня важно только несколько параметров - её устойчивость к плохим погодным условиям, длительность работы аккумуляторов, длина импульса, мощность и вес.

На фото: Артем Шелдовицкий

Надеемся, с особенностями съёмки в ночное время наши читатели разобрались. Давай поговорим о съёмке днем: как избежать солнечных бликов от снега и льда?

Я бы советовал использовать все возможности, которые нам даёт природа. Если есть блики, их нужно использовать! Они, как и капли на объективе, могут давать очень красивый рисунок!

Я так же советую снимать с поляризационным фильтром. В горах очень ярко, и это даст вам не только основные возможности «полярника» - более глубокое и синее небо. Вы также сможете снимать с открытой диафрагмой, управляя глубиной резкости.

На фото: Андрей Москвин

Подводя итоги нашего интервью, какие основные советы ты дал бы фотографу, отправляющемуся снимать зимой в горы?

  • Прежде всего я бы советовал тепло одеться. Нет ничего хуже, чем замерзнуть на съемке или думать не о фотографии, а о том, где можно погреться
  • Берите запасные аккумуляторы и флешки
  • Легкий снег техника хорошо переносит, но во время сильного снегопада лучше накрыть камеру чехлом
  • Советую снимать в Raw. У вас всегда будет шанс поправить настройки, если вы забыли поменять параметры или торопились и не выставили нужную экспозицию
  • Во время облачной погоды советую повышать контраст снимков во время пост обработки. Например, вы можете сделать это в Nikon Capture
  • Всегда используйте специальные фоторюкзаки, защищенные от влаги
  • Запаситесь тряпочками для протирки оптики и камеры
  • Используйте бленду
  • Лайфхак: «Шапочка для душа, которую можно найти в ванной комнате вашего отеля - идеальное средство для съемки в плохую погоду»
  • После мороза не спешите доставать камеру из рюкзака или кофра. Дайте ей постепенно нагреться, иначе она покроется конденсатом и влага может попасть внутрь, что приведет к поломке

Благодарим Кирилла Умрихина за предоставленные фотографии. А также предлагаем вам заглянуть в его блог. Не забывайте добавлять нас в друзья.

Читайте также:

Я | ФОТОГРАФ. Владимир МеликянКак лучше всего снять спортивные соревнования?Я | ФОТОГРАФ. Станислав КолпаковЯ | ИЗУЧАЮ. Фотосъемка лыжного спортаАстрофото, фотографируем с земли

nikonofficial.livejournal.com

Поднимаемся в горы. Съемка в горах

Горы – это особый мир. Горы – это удивительный природный ландшафт, имеющий свои неповторимые особенности. Законы «жизни» гор совершенно другие, эти законы совершенно не похожи на законы моря или равнины, леса или города… В горах всё не так. И это чувствует каждый человек, попавший в их плен. А фотографу или художнику горы могут подарить великолепные пейзажи. В горах складываются уникальнейшие условия для фотосъемки. Но, в то же время, они ставят перед фотографом множество задач, разрешить которые начинающему любителю фотографии бывает достаточно сложно.

Как вы уже поняли, в нашей сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о съемке в горах. Ну и, конечно же, попытаемся вдохновить вас на творчество, подвигнуть на несколько сот метров приблизиться к небесам. И сделать это, конечно же, с фотоаппаратом.   

Складчатость и высота горного рельефа

Если вы не новичок в фотографии, то у вас, скорее всего, есть опыт съемки в равнинной местности. Ну, например, где-нибудь в средней полосе России. И во время своей работы вы наверняка сталкивались вот с какой проблемой: перед вами простирается абсолютно плоский ландшафт, а взгляд ваш постоянно упирается во что-то: в лес, например, или в какое-либо строение. И для того, чтобы сделать пристойный пейзаж,  вам приходится искать какое-нибудь возвышенное место. С такой точки  можно и ракурс поинтереснее подобрать, да и вообще вид у пейзажа совсем другой будет. Вот почему многие более-менее опытные фотографы пейзажи на равнине часто снимают или с крутого берега реки, или с какого-нибудь холма, или с крыши дома,  или с какой-нибудь вышки.

При съемке в горах эта проблема пропадает сама собой. Ее решают сами горы. Ведь находясь на горе,  на определенной высоте, фотограф может смотреть очень далеко. А между горами очень часто можно уловить очень интересную свето-теневую игру. Да и вообще горы – просто великолепный фон для самых разных фотографических сюжетов.

Быстро меняющаяся погода

Погода в горах очень неустойчива, непостоянна. Она может полностью изменится в течение весьма короткого промежутка времени. Посмотрите хотя бы на эти два снимка.  Между первым и вторым кадром прошло всего три минуты! Такая стремительная переменчивость состояния природы для фотографа имеет как свои плюсы, так и определенные минусы. В чем плюс? В том, что за один съемочный день вы сможете сфотографировать и дождь в горах, и туман, и яркое голубое небо с красивыми облаками над впечатляющими горными вершинами, и даже снег и иней на горных растениях! 

Многие почему-то считают, что пейзажной фотографии спешка чужда, что жанр пейзажа не требует от фотографа большой скорости в работе. Но так думают только те, кто никогда не снимал в горах. Для того, чтобы поймать в кадр какое-нибудь интересное состояние природы, ну например красивое и эффектное освещение, очень часто нужно действовать очень быстро. Решения порой приходится принимать просто молниеносно. Точно так же, например, как и при работе над фоторепортажем. Вот как раз в этом-то и заключается основная сложность фотографирования в горах. Бывает так, что приходится со штативом наперевес стремглав бежать в нужную точку, да еще на ходу думать о том, какой светофильтр надеть на объектив, для того, чтобы, например, облака на снимке получились более яркими в условиях того или иного освещения, которое порой может сохраняться всего лишь одну-две минуты!

Ну, а в плане быта и комфорта, в плане защиты фотоаппаратуры, переменчивая погода в горах вынуждает вас иметь защиту от дождя и от холода.

Необычность горной природы

Природа в горах очень не похожа на природу равнин. В горах растут другие деревья и травы, цветут совсем другие цветы. Да и животный мир в горах тоже не похож на тот, который можно увидеть в равнинной природе. И, причем, все это меняется в зависимости от высоты гор, от высоты обитания животных и растений. Флора и фауна гор, кстати, может стать одной из отдельных тем ваших снимков.

Интересные люди, живущие в горах

Многие фотографы привыкли снимать моделей в условиях студии. Некоторые занимаются уличной фотографией и ищут интересные типажи на оживленных улицах больших и маленьких  городов. А может быть, лучше забыть на время про всё это и сходить в горы? Поискать людей там? Уверяем вас, жители горных районов не менее интересны с фотографической точки зрения, чем обитатели городов! У них очень интересная внешность, самобытные, непривычные нам костюмы… Даже глаза у них светятся совсем по-другому! Посмотрите, хотя бы, вот на этот снимок. На нем – преклонных лет жительница деревни Питомине, расположенной у подножия горного массива Дурмитор в Черногории.

Особенности планирования и организации фотосъемки в горах

Горы – место особенное. Обычному городскому жителю в горы  не так легко попасть. Это совсем не то, чтоб по пути с работы забежать в магазин за булкой хлеба и коробкой молока.  В горы нужно идти подготовленным и правильно экипированным. Да в нашем случае, еще и о фотоаппаратуре позаботится. А она, как вы знаете, не только тяжела, но и довольно нежна.

Для начала давайте поговорим о том, как добраться до гор. Как доехать до них.

Посещение общедоступных для туристов  мест

Этот способ попасть в горы смело можно назвать самым простым и самым доступным. Вам просто нужно присоединиться к основному туристическому потоку к какой-нибудь достопримечательности в тех или иных местах, где вы решили побывать и поснимать. Тут вам не потребуется особых усилий и каких-то сложно нарабатываемых навыков. Но минус такого посещения гор заключается в том, что настоящей, дикой, первозданной горной природы вы не увидите. Да, вы, конечно же, будете находится в горах, но тем не менее – среди огромного количества людей…

Вот посмотрите, хотя бы, на этот снимок. Он сделан на специально оборудованной смотровой площадке на горе Ловчен в Черногории. Эта гора считается одной из самых, пожалуй, главных достопримечательностей черногорского приморья. На ее вершине расположен мавзолей местного правителя Петра Негоша. Это место активно посещается туристами практически всё лето, начиная  с мая и заканчивая октябрем. Зимой экскурсии на гору Ловчен не водят. Это связано с тем, что зимой горные дороги заметает снег.

Индивидуальная поездка на транспорте

Если у вас есть свой автомобиль, или вы взяли его в прокат, то, само собой разумеется, вы сможете поехать куда угодно. Ну, естественно, туда, куда реально доехать на автомобиле. Кстати, заехать на машине можно достаточно далеко, вы даже поначалу можете и не представлять себе куда, в какие глухие и заповедные места. Но, тем не менее, никогда не забывайте и о собственной безопасности: горные дороги не всегда имеют хорошее покрытие и зачастую движение по ним на автомобиле может быть просто опасным. Особенно в плохую погоду или зимой. Вот поэтому, подбирая автомобиль для поездки в горы,  остановите свой выбор на полноприводном автомобиле или автомобиле с большим дорожным просветом. Ну, а те, кто может позволить себе это – до места съемки могут добраться другими видами транспорта. Например, верхом на лошади или даже на вертолете.

Пешее путешествие

Несмотря на прогресс, на стремительное развитие науки и техники, улучшение нашего быта, для путешествия в горах человечество до сих пор не изобрело практически ничего. Самое лучшее для этих целей, что есть у человека -  это его собственные ноги. До подавляющего большинства интересных мест в горах можно добраться только пешком. Исключительно пешком и ни как иначе. Ну, или на каких-нибудь осликах или ишаках. Но у вас вряд ли есть навыки и опыт такого передвижения. Вот по этой простой причине большинство фотографов, снимающих в горах, обычно владеют и навыками горного туризма и альпинизма. Так что если вы не боитесь прошагать пешком 5-7 км, переночевать в палатке, варить на костре похлебку – то этот вариант вам вполне подходит. Но, тем не менее, если вы считаете, что у вас нет достаточных навыков и необходимого опыта, в горы одному лучше не ходить. В любой экстремальной ситуации ваш друг и спутник всегда придет к вам на помощь. Самый лучший вариант такого похода – это несколько человек, объединенных одним и тем же интересом. В данном случае – фотографией. Только они поймут вас, например, если вы вдруг увидите интересный камень и «зависните» около него на час, пытаясь найти нужный ракурс и освещение. Или когда вы разбудите всех в палатке в пять часов утра для того, чтобы они тоже, как и вы, порадовались красивейшему восходу.

Подобные фотопутешествия требуют особой, очень тщательной подготовки, четкого планирования, детальной проработки маршрута по картам. Всё это нужно для того, чтобы суметь поснимать в разное время в разных местах, в разных условиях освещенности, на разной высоте и так далее. И ночевки нужно тоже спланировать в приемлемых для отдыха местах.

Сегодня на туристическом рынке есть даже специальные предложения. Некоторые туристические агентства организуют специальные туры для фотосъемок, в том числе и  туры в горы для фотографов. Если вам затруднительно самим организовать такой поход, то можно воспользоваться услугами специалистов.

Ну а теперь мы предложим вам несколько советов о том, как фотографировать в горах, как получить по-настоящему красивые и запоминающиеся кадры. Это уже не зависит от того, каким форматом путешествия вы будете пользоваться.

Прежде чем начать снимать, поставьте перед собой конкретные цели

Еще до начала съемки рекомендуем вам четко определиться, в каком жанре вы будете снимать, какого типа сюжеты для вас будут интересны. В первую очередь, исходя из этого вам и нужно будет выбирать маршрут горного путешествия. Зависит от этого так же и комплект фотоаппаратуры, который вам будет необходим для той или иной работы. Вариантов тут великое множество. Ведь в горах можно снимать не только пейзажи, но и портреты. Можно делать репортажи, создавать этнографические фотопроекты, заниматься макросъемкой и многим-многим другим. Еще находясь дома вам нужно определить для себя: либо вы будете фотографировать все подряд, как самый обыкновенный турист с «мыльницей» (в этом случае чаще всего хорошие снимки получить бывает очень сложно…), либо поставите перед собой определенную цель и сконцентрируетесь конкретно на ней одной. В таком случае шанс получить действительно хороший кадр у вас значительно возрастает. 

Маршрут горного путешествия нужно тщательно разрабатывать

Четкий план маршрута должен быть обязательно. Независимо от того, каким путем вы путешествуете. На маршруте нужно четко отметить все ключевые точки для съемки и для ночевки. Точками для съемки могут быть места, в которых можно сфотографировать, например, красивый пейзаж, или какой-либо интересующий вас природный объект, горный поселок или еще что-то. У места для ночевки должен быть источник воды. Там должно быть место для того, чтобы разбить палатку. Хорошо, если точка ночевки и точка съемки будут совпадать. В этом случае вам можно будет сделать снимки этого места при разном освещении, в разное время суток, при разном состоянии погоды.

Что необходимо с собой взять

Само собой разумеется, в поход в горы вам придется взять с собой не только фотоаппарат. Вам потребуется еще много всякого снаряжения. О чисто туристском, походном снаряжении, об одежде и обуви, о количестве и качестве пищи и воды вы можете почитать на специальных туристских сайтах, и мы сейчас не будем на это отвлекаться. Сосредоточимся  конкретно на том, что в горном походе вам может потребоваться из фототехники и фотоаксессуаров.

Не забывайте о том, что каждый лишний грамм в рюкзаке в походе, особенно в горном, может быть достаточно ощутим. Это знают все любители пеших походов, в том числе и фотографы-туристы. Вот почему не имеет никакого смысла брать с собой всю имеющуюся у вас фотоаппаратуру. В таком случае можно просто не дойти до конечной точки маршрута. В пеший поход нужно брать только то, что вам действительно потребуется. Только самое необходимое. Как мы уже говорили выше, определиться с комплектом фототехники нужно заранее, в зависимости от того, какую цель вы для себя поставили.

Фотокамера

Фотокамера – это основной инструмент фотографа. Об этом нет нужды говорить. Естественно, нужно понимать, что для серьезной работы нужна серьезная фотокамера. Конечно же, речь идет о фотокамере зеркальной. Почему нужна именно такая фотокамера? – спросит дилетант. Не проще ли взять фотоаппарат полегче, ведь  «у него порой и пикселей побольше». Ответим. Зеркальная фотокамера имеет ручные настройки, в ней можно заменять объективы, она имеет достаточно большой вес. Всё это очень важно для получения хороших результатов. Даже вес. Тяжелая фотокамера увереннее лежит в руках и при съемке создает меньше вибрации.

Большинство из современных зеркальных фотоаппаратов, тем не менее, имеют не очень большой вес и габариты. Например, популярный сегодня  Nikon D3300 имеет вес всего 430 граммов. А довольно совершенный полнокадровый Nikon D750  весит 840 граммов.

Конечно, компактные фотокамеры намного легче. Почему? Да потому, что основная часть массы фотоаппаратуры приходится на оптику. И не имеет никакого значения, зеркальная у вас фотокамера или беззерекальная. Объективы весят примерно одинаково. И еще одна немаловажная деталь. Компактные беззеркальные фотокамеры от одного полного заряда батареи работают гораздо меньше времени, чем зеркальные. Из этого следует, что малый вес такой фотокамеры компенсируется в вашем рюкзаке дополнительным комплектом аккумуляторов, которые просто необходимо будет иметь с собой. Ну, и еще одна отрицательная черта компактной фотокамеры – именно ее компактность. На маленьком корпусе «мыльницы» расположено очень много различных кнопочек и рычажков. И эти кнопочки и рычажки, естественно, тоже достаточно малы. Вот поэтому управлять таким фотоаппаратом в сложных условиях бывает весьма проблематично. А если на улице мороз и у вас на руках перчатки – то и вообще практически невозможно. А в горах морозы бывают часто, так что работать в перчатках приходится не так уж и редко.

Объектив

Объектив – тоже значимая часть комплекта фотоаппаратуры. У него не менее важная роль в работе, чем роль самой фотокамеры. А, возможно, даже и большая. Ведь именно объектив и создает фотографическое изображение! Именно от объектива зависит глубина резко изображаемого пространства, угол обзора и многое-многое другое. Если вы планируете в горном походе снимать пейзажи – то угол обзора объектива для вас принципиально важен. Ведь вам наверняка захочется передать на своей фотографии весть простор развернувшегося перед вами пейзажа! Из огромного количества существующих сегодня широкоугольных объективов мы рекомендуем  обратить внимание на модель   Nikon AF-S 10-24mm f/3.5-4.5G ED DX Nikkor. Этот объектив хорош для неполнокадроовых фотокамер. А для полнокадровых мы посоветуем объектив Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor. Он достаточно легок и удобен. Для многих фотографов он является основным. В горы с собой можно взять и обычный так называемый «полтинник» - объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 50 миллиметров, ну например  Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor. Он пригодится вам для того чтобы снимать портреты или не очень панорамные пейзажи. Из телевиков, то есть длиннофокусных объективов, можно порекомендовать Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor или Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor.

А теперь давайте опять вернемся к вопросам дилетантов. Почему нельзя вместо трех объективов – широкоугольник, «полтинник»-фикс и длиннофокусник – взять один объектив, универсальный, с большим диапазоном изменения фокусного расстояния? Ну, например 18-200 миллиметров или даже до 300? Ответ на этот вопрос довольно прост. Точнее, два ответа. Первое. Качество создаваемого универсальным объективом изображения заметно хуже. Что следует понимать под качеством изображения? Это резкость, отсутствие аберраций и дисторсий, а так же бликов при съемке в контровом свете. Что такое аберрация и дисторсия -  почитайте в других статьях, мы сейчас не будем отвлекаться на это.  Источников множество. Второе. Светосила. Светосильным объективом можно, как минимум, при недостаточном освещении снимать с рук при довольно коротких выдержках. Так же он позволяет красиво размывать фон при съемке крупных планов и портретов, то есть работать с маленькой глубиной резко изображаемого пространства. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 50 миллиметров – чаще всего это достаточно светосильный объектив.

Штатив

Этот предмет фотографического снаряжения в горах в глазах новичков и дилетантов может показаться нонсенсом, даже, в некотором плане, вызвать изумление. «Зачем ты в горы потащил эту тяжеленную железяку?» - наверняка спросят они вас.  Но, тем не менее, любой опытный мастер фотографии вам уверенно скажет, что серьезная съемка пейзажа без штатива просто немыслима. Именно этот аксессуар дает вам возможность сделать качественные снимки в условиях слабой освещенности. Ну, например, на закате или восходе солнца, в дождь или туман, или даже ночью. Так же штатив поможет вам снимать на очень маленькой диафрагме. Это нужно для того, чтобы получить идеальную резкость по всей плоскости кадра, от  переднего до заднего планов. Без штатива трудно сделать кадры с экспозиционным брекетингом для создания HDR-изображения (что это такое -  почитайте в другом месте. Если мы будем говорить и об этом, наша статья значительно увеличится в своих объемах).

Конечно же, для дальних и тяжелых походов в горы хочется выбрать такой штатив, который бы и весил поменьше, и в своих габаритах был бы покомпактнее. Тем не менее, тут очень важно найти компромисс между легкостью, размером и надежностью, устойчивостью. Неустойчивый и вечно дрожащий штатив – это, можно сказать, полное его отсутствие. Зачем такой вообще нужен?

Светофильтры

Некоторые современные фотографы считают светофильтры достаточно спорным предметом. Они уверяют своих коллег в том, что светофильтры не нужны вовсе. Что, якобы, сегодня, при развитии компьютерных технологий, и без этих стекляшек можно добиться очень многого. «Зачем таскать с собой в сумке эти никому уже не нужные предметы?» - считают они. Но они в корне не правы. Светофильтры нужны и сегодня. И вот почему.

Взять, хотя бы, поляризационный светофильтр. Он нужен для увеличения контраста изображения и для того, чтобы избавиться от бликов   на бликующих объектах – например, на стекле или водной глади. Поляризационный светофильтр позволяет так же избавиться и от отражения в стекле. Но вот беда – с широкоугольными объективами такой светофильтр сочетается очень плохо. Изображение, созданное оптической системой «широкоугольник+поляризационный светофильтр», может иметь неравномерное затемнение в кадре и даже пятна. Конечно, более качественные поляризационные фильтры работают лучше некачественных, но и стоят они на порядок дороже.

Градиентный светофильтр. Этот аксессуар нужен для того, чтобы при съемке выровнять в кадре разные по яркости участки. Ну например, небо и землю. Ну кому же хочется вместо красивого и сочного заката получить на снимке белесый пересвет? Если градиентный светофильтр вы подберете и установите правильно, то на вашем снимке самым естественным образом сохранятся все мельчайшие детали и тончайшие цветовые оттенки. И вам не будет никакой необходимости в процессе постобработки изображения на компьютере прибегать к различным монтажам в графических редакторах. Но, однако, оговоримся: лучше всего в работе использовать системные градиентные светофильтры   (Cokin, Lee, Singh-Ray). Кстати, фирма Lee выпускает специальную систему крепления различных светофильтров, лишенных резьбы,  на объектив фотокамеры. К тому же некоторые объективы не имеют резьбы под светофильтр из-за  особенностей своей конструкции.  Ну, например, популярный сверохширокоугольный объектив  Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED. Но если вы приобретете вышеназванную систему, работать со светофильтрами  Lee серии SW150 вам  будет легко и удобно.

Градиентный светофильтр в круглой оправе с резьбой мы бы вам не порекомендовали. Дело тут в том, что при такой конструкции светофильтра очень трудно точно контролировать область затемнения в кадре. Стало быть, затемненным может оказаться совсем не тот участок, который вам нужно затемнить. Ну, например, на снимке вы можете получить затемненное сверху небо, которое на участке, близком к горизонту, будет пересвечено. Безрезьбовые градиентные светофильтры помогут вам избежать этого.

Фотографу, снимающему в горах, рекомендуем иметь в своем арсенале и нейтрально-серый светофильтр. И даже несколько их, различающихся по своей плотности. Нейтрально-серые светофильтры дают вам возможность в той или иной степени удлинять выдержку, то есть скорость затвора, на которой вы будете снимать. Степень увеличения выдержки напрямую зависит от плотности светофильтра. Длинная выдержка позволяет смазать в кадре предметы, находящиеся в движении. Самый, пожалуй, популярный пример такой съемки – съемка водопадов или какого-либо другого быстро текущего водного потока. Ну, скажем, горной речки. Посмотрите, какие красивые получаются снимки. Вот этот сделан с применением нейтрально-серого светофильтра с выдержкой в 15 секунд. Кстати, если у вас нет такого фильтра, но есть возможность задержаться у водопада до сумерек – то подобный снимок на длинной выдержке вы сможете сделать и без вышеописанного аксессуара.

Аккумуляторы

Никогда не забывайте о том, что без аккумулятора ваша фотокамера без особого труда мгновенно превращается в дорогущий кирпич. Если вы решили отравиться на съемку в горы, и особенно, если вы запланировали поход на несколько дней, вам нужно рассчитать примерное количество нужных вам аккумуляторных батарей. Ну, а при непосредственной работе рекомендуем научиться экономить энергию аккумуляторов. Как? Не так уж это и сложно, как может показаться.  Меньше снимайте в режиме  Live View, и вообще запомните, что работа дисплея забирает достаточно много энергии. Так же не забывайте, что на холоде аккумуляторы тоже очень быстро теряют свою энергию.

Фотосумка

Мелочь, казалось бы – фотосумка.  Но это не так. Интересно, что пишут и говорят о  них очень мало. А зря.  Это очень важный предмет экипировки для фотографа. Главная задача фотосумки -  обеспечить надежную сохранность вашей фотоаппаратуры. Не стоит, нам кажется, говорить тут о том, как нежны и дороги нынешние фотокамеры и объективы, что они подвержены внешним воздействиям: дождю и вообще влаге, пыли, жаре и холоду...  Вторая задача фотосумки -  удобная транспортировка аппаратуры. Вот почему, планируя  поход в горы для проведения там фотосъемки, фотосумке нужно уделить особое внимание. Не положите же вы свою зеркалку и пару объективов к ней в дамскую сумочку или в целлофановый пакет, который вам любезно предоставили на кассе в супермаркете, когда вы там вчера покупали хлеб и молоко!

Конечно же, у каждого фотографа свои предпочтения по поводу фотосумок. Кому-то удобны одни их конструкции, кому-то – другие. Но, тем  менее, мы попробуем вам дать некоторые довольно общие рекомендации по их подбору.

  Для того, чтобы прогуляться по горам недалеко и недолго, ну, например, на один день, нет ничего лучше, чем фоторюкзак. В него без труда может поместиться не только фотоаппаратура, но и небольшой запас еды и питья, а так же теплая одежда и дождевик или легкая куртка на случай дождя или холодной погоды. Кстати, хороший фоторюкзак обычно имеет специальные крепления для штатива. С таким рюкзаком удобно путешествовать в горах не только пешком, но и в автомобиле.

А вот сумки, которые носят на ремне на плече, при путешествии по горам не самый лучший вариант технического оснащения фотографа и его экипировки. Особенно если это большая сумка, в которой лежит  пара фотоаппаратов, несколько объективов и множество всяких мелочей. Такая сумка в горном походе не только неудобна, но она еще и просто мешает идти, так как сильно давит на плечо и свободно болтается на боку, при этом сильно раскачиваясь и задевая за ветки деревьев.

Особенно тщательно нужно подходить к подбору фотосумки для длительных многодневных автономных горных походов. Дело тут в том, у вас за спиной и так уже достаточно солидных размеров рюкзак с походным снаряжением, палаткой и многим другим. В этом случае мы можем порекомендовать вам необходимую фотоаппаратуру положить а небольшую сумку, размещенную спереди, на груди или на животе. Такая сумка обычно крепится на лямки основного рюкзака. Она обеспечивает быстрый и удобный доступ к фотоаппаратуре, и при необходимости эту сумку без особого труда можно убрать в рюкзак, который у вас за спиной.

Но не забудьте самое главное. Какой бы фотосумкой вы не пользовались, какого бы типа она ни была,  она обязательно должна быть непромокаемой. Влага -  главный враг всей вашей фотоаппаратуры.

Ну, и еще несколько слов хочется сказать в заключении. Кто-то сказал, что в жизни надо постараться попробовать всё. Попробуйте сходить в горы с рюкзаком и фотоаппаратом. Рискните. Уверяем вас, вы не пожалеете об этом никогда. Ваш риск и ваш страх окупятся огромным количеством интереснейших впечатлений, массой приключений и множеством фотографий, в которых вы передадите зрителям свое настроение. То настроение, которое было у вас в горах.  

www.takefoto.ru


Смотрите также