Sony ILCE-9: неделя с экспертом. Фотоаппарат сони a9


Обзор и тест беззеркальной камеры Sony Alpha ILCE-9 — Свадебная съёмка на Sony A9

Свадебная съёмка на Sony A9

Наш большой тест Sony A9 мы дополнили мнением о камере свадебного и семейного фотографа Дарьи Булавиной.

ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/200 с, 85.0 мм экв.

Я считаю «девятку» идеальной камерой для свадебного фотографа. Мне нравится, что в ней реализован электронный затвор, дающий до 20 кадров в секунду. Во время съёмки свадеб и репортажей важно не привлекать внимания, и здорово, что с Sony A9 ты не клацаешь затвором без остановки.

ILCE-9 / FE 55mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/640 с, 55.0 мм экв.

Лучше иметь возможность поймать какую-то интересную ситуацию, чем не запечатлеть её вообще. Если говорить о мимике, эмоциях, то по теории Пола Экмана существуют микровыражения и макровыражения. Макровыражения лица длятся около полутора секунд, а микровыражения — это как раз то, что мы не контролируем, настоящие эмоции. И они длятся доли секунды, так что поймать их можно только при высокой скорострельности. Меня часто спрашивают, как мне удаётся делать такие естественные фотографии даже за небольшой промежуток времени. А я просто снимаю максимум снимков, и на моментах, где очень много динамики (например, бросание букета), скорость может доходить до 20 кадров в секунду.

ILCE-9 / FE 28mm F2 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/1250 с, 28.0 мм экв.

За счёт такой высокой скорости удаётся поймать то расслабленное выражение лица невесты или жениха, которое длилось доли секунды. Поэтому мне и нужна такая скорострельность от камеры. Кто-то удивится, как же потом отобрать снимки, ведь на это может уйти не один день. Но есть прекрасная программа Photo Mechanic, где 6–7 тысяч фотографий я спокойно разбираю за час.

ILCE-9 / FE 55mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.5, 1/1250 с, 55.0 мм экв.

Отдельно стоит поговорить про фокусировку. В Sony A9 она сильно улучшена, сопоставима с топовыми репортажными зеркалками. Мне безумно нравится фокусировка по глазам, я считаю, что на данный момент у «девятки» лучшая реализация. Она очень хорошо «цепляет» глаза даже в условиях плохой освещённости. Не нужно переживать о том, что придётся переключать точку фокусировки. А так как свадебная съёмка подразумевает в первую очередь съёмку лиц, то я пользуюсь этим часто.

ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/800 с, 85.0 мм экв.

Sony A9 — беззеркальная камера, у неё отсутствуют бэк- и фронт-фокус. Получается, что я могу работать на максимально открытой диафрагме, и всё будет резким. Фокус по глазам позволяет не переживать за выбор точки фокусировки и отслеживать любое движение, будь то всадник на лошади (жених в данном случае) или другой экшн. При этом остальные варианты фокусировки у камеры работают отлично. Так что этой технической стороной я довольна на 100%.

ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1000 с, 85.0 мм экв.

«Девятка», как и все камеры Sony, обладает хорошим динамическим диапазоном, высоким ISO. Если вам нужно улучшить проработку теней, затемнённых участков, то можно снимать в несжатом RAW. Я всегда снимаю в сжатом RAW, мне его хватает.

ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/500 с, 85.0 мм экв.

Здесь оптимальное разрешение. Маловероятно, что 40 мегапикселей пригодятся на свадьбе, но 24 мегапикселей хватит, чтобы напечатать фотокнигу большим форматом и распечатать фото для интерьера.

ILCE-9 / FE 55mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/800 с, 55.0 мм экв. ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1250 с, 85.0 мм экв.

Отсутствие блэкаута — ещё одна относительно новая фишка Sony, которая мне нравится, потому что даже при съёмке на зеркальную камеру всегда существует момент, когда зеркало поднимается на доли секунды. Здесь же кажется, что вы снимаете видео, хотя это фото. Отсутствует rolling shutter, при съёмке вы можете двигать камерой, и в электронном затворе не будет никаких наклонов. Вы постоянно видите картинку в реальном времени. Думаю, это шаг к глобальному затвору.

ILCE-9 / FE 50mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1250 с, 50.0 мм экв.

Обязательно нужно сказать про стабилизацию. Матричная пятиосевая стабилизация помогает снимать на длинных выдержках и делать интересные кадры: например, когда фата размазана, а невеста при этом видна чётко. До ⅕–½ секунды камера спокойно держит стабилизацию. Конечно, нужна тренировка, чтобы держать ½ секунды с рук, но 0,1 секунды выдержит даже неподготовленный человек.

ILCE-9 / FE 55mm F1.8 ZA УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/1000 с, 55.0 мм экв.

Я могу сказать, что эта камера идеально подходит для съёмки свадеб.

ILCE-9 / FE 85mm F1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.8, 1/640 с, 85.0 мм экв. Далее: «Выводы»

Опубликовано: 31.08.2017

prophotos.ru

Обзор и тест беззеркальной камеры Sony Alpha ILCE-9 — Спортивная съемка на Sony A9

Спортивная съемка на Sony A9

Здравствуйте! Меня зовут Леонид Жуков. Когда-то я занимался разными видами спорта и любил фотографировать, а потом объединил два своих увлечения. Сейчас специализируюсь на съёмке экстремальных видов спорта и аутдор-дисциплин, таких как маунтинбайк, велотриал, скалолазание, фрирайд и пр.

Когда в начале 2017 года компания Sony анонсировала модель Alpha A9, среди профессиональных фотографов закипели дискуссии. Одни говорили, что начинается новая эра и зеркальным камерам скоро придёт конец, другие утверждали, что по эргономике и удобству беззеркалкам ещё далеко до них. Но то, что произошло нечто знаковое, признавали все.

Лучший способ составить личное мнение о новинке — попробовать её в деле! И когда мне представилась возможность протестировать Sony A9, я согласился с большой радостью и некоторым волнением. Почему с волнением? Дело в том, что до этого я снимал только зеркальными камерами.

Помимо самой камеры, мне достался интересный набор оптики и аксессуаров: штатный объектив 24-70 f/2.8 (SEL2470GM), телеобъектив 100-400 f/4.5-5.6 (SEL100400GM), два телеконвертера x1.4 и x2.0, которые «удлиняют» 400 мм до запредельных 800, а также две вспышки и радиосинхронизаторы к ним. Определённо, с парком оптики и аксессуаров у Sony всё в порядке!

Знакомство

Знакомство начинается, конечно, с настройки камеры. Очень порадовало, что на программируемые кнопки, в отличие от современных зеркальных моделей, можно настроить практически любую функцию из меню. Я настроил камеру максимально приближенно к своей зеркалке, чтобы не путаться в управлении во время съёмки.

Многие выделяют небольшой вес камеры. Мне кажется, что следует сделать акцент на размере. Когда вы используете камеру с хорошей оптикой (особенно с телевиком), то вес у всего комплекта получается меньшим, чем у зеркалки, но всё же немалым. А вот места в рюкзаке новинка занимает значительно меньше.

К электронному видоискателю я относился с некоторым скепсисом, вспоминая давний опыт съёмки на видеокамеру. Но мои опасения были напрасными! Да, через пентапризму мне смотреть пока привычнее, но у Sony A9 действительно достойный видоискатель. В нём вы видите ту картинку, которая получится, с учётом баланса белого, экспозиции и других параметров.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 1/2000 с, 100.0 мм экв.

Камера в деле: автофокус

Конечно, 20 кадров в секунду — огромная скорость, почти кино, но мне в первую очередь хотелось протестировать автофокус. Только представьте: фазовая фокусировка с 693 точками!

Слева на корпусе камеры есть удобный переключатель между следящим и покадровым режимом, кнопку С1 справа я настроил для выбора зоны фокусировки. На мой взгляд, меню выбора зоны фокусировки немного избыточно. Я не сразу в нём разобрался и даже переключил язык на английский, чтобы лучше понять работу автофокуса. Вместо шести пунктов можно было оставить три: зонный АФ, точечный (с возможностью изменения размера пятна фокусировки стрелками вправо/влево) и следящий (Lock-on AF). Как только вы разберётесь в режимах, автофокус станет вашим надёжным другом.

Съёмка началась с Токсовского веломарафона, который я снимаю на протяжении нескольких лет. В этот раз я взял с собой велосипед и передвигался по трассе, снимая в разных точках дистанции.

На марафоне есть несколько классических «дежурных» кадров. Эти сюжеты снимают каждый год, но они настолько яркие, что пропускать их нельзя. Один из них — массовый старт спортсменов в гору.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1000 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1250 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1250 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1250 с, 400.0 мм экв.

В этот раз оптика с диапазоном фокусных расстояний 100–400 мм позволила мне начать вести группу уже на выезде со стартового коридора. Автофокус довольно чётко держал спортсменов, но когда впереди появилось дерево, переключился на него. К счастью, я успел перефокусироваться, и уже подъём лидеров автофокус отработал качественно.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1000 с, 179.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/800 с, 285.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/800 с, 285.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/1000 с, 179.0 мм экв.

Автофокус поймал и приближающихся спортсменов.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв.

Однако пару раз он перескочил на соседний с объектом съёмки предмет. Например, на этом кадре я хотел оставить в фокусе спортсмена в центре кадра. Это лидер, который догонял «круговых» на финишном подъёме.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 640, F5.6, 1/400 с, 330.0 мм экв.Cкачать RAW

Потом автофокус вернулся и уже не убегал.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 800, F5.6, 1/400 с, 330.0 мм экв.Cкачать RAW ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 1250, F5.6, 1/400 с, 361.0 мм экв.Cкачать RAW

Стоит отдельно рассмотреть режим Lock-on AF. Он очень удобен, когда вы скомпоновали кадр и не хотите менять композицию, а объект съёмки при этом перемещается.

Например, здесь спортсмен прыгает на разминке перед началом Кубка мира по триалу с одного бетонного блока на другой. Композиция кадра не меняется, и в видоискателе видно, как точки АФ перемещаются вслед за райдером.



ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/320 с, 100.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/400 с, 100.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/400 с, 100.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/320 с, 100.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/320 с, 100.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/320 с, 100.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/320 с, 100.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F4.5, 1/320 с, 100.0 мм экв.

В этой ситуации можно было, конечно, воспользоваться покадровым фокусом, ведь объект движется в одной плоскости перпендикулярно объективу.

 А если движение более сложное? Спортсмен разгоняется из дальнего угла, перемещаясь как справа налево, так и приближаясь к камере. Автофокус отрабатывает все перемещения, и в этом явное преимущество режима Lock-on AF.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/4000 с, 28.0 мм экв.

По моим наблюдениям, следящий режим Lock-on AF лучше всего работает, когда спортсмен плавно перемещается и рядом с ним или на пути нет отвлекающих объектов (например, других спортсменов, движущихся примерно с такой же скоростью, деревьев). В противном случае он может перескочить на другой предмет.

Когда движение или положение объекта в кадре заранее известно или есть помехи, надёжнее работают зонный или точечный АФ.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F2.8, 1/800 с, 41.0 мм экв.

Было интересно протестировать автофокус на динамичных сюжетах в условиях плохого освещения.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/500 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/500 с, 35.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/500 с, 35.0 мм экв.

Режим Lock-on AF тут давал сбои. Если в начале кадра он ловил объект и попадал в резкость, то по мере движения фокус перескакивал на другие предметы. Даже после изменения точки съёмки, когда велосипедист ярче выделялся на фоне жёлтого здания Адмиралтейств, режим Lock-on AF сбивался. А вот обычный точечный автофокус отрабатывал в сумерках без промахов.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/250 с, 35.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/250 с, 35.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/250 с, 35.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/250 с, 35.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/250 с, 35.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/250 с, 35.0 мм экв. ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 12800, F2.8, 1/250 с, 35.0 мм экв.Cкачать RAW

Стабилизация

Невозможно прийти на велосипедные соревнования и не сделать ни одного кадра с проводкой. Этот приём подразумевает слежение за движущимся объектом, когда на длинной выдержке (от 1/125 до 1/15 с) он получается резким, а фон — смазанным.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F9, 1/60 с, 100.0 мм экв.Cкачать RAW

Пожалуй, фото с проводкой — не лучший способ тестировать внутрикамерную стабилизацию, ведь нужно очень точно попасть в движение райдера. Несколько кадров я попробовал сделать телеконвертером х2.0. Здорово, что на фокусном расстоянии 800 мм, снимая с рук на выдержке 1/60 с, можно получить такой результат!

Скоростные характеристики

Вечером после марафона я заехал на соревнования по вейкборду, дав волю всем скоростным характеристикам камеры! 20 кадров в секунду — как пулемёт! К слову, о пулемёте. Я не вижу особой проблемы в трескотне затворов на съёмках спортивных мероприятий, где бываю я. Там зачастую бывает так шумно, что затвор даже не слышно. Бесшумный затвор актуален во время съёмки в театре или на пресс-конференции. Впрочем, не будем упускать из вида бильярд, шахматы. Эта камера позволяет фотографировать разные виды спорта.

Мне важно получать «обратную связь» от камеры, необходимо понимать, в какой момент снят кадр. На зеркальных камерах мы ориентируемся по звуку затвора и морганию зеркала в видоискателе. У Sony A9 нет блэкаута видоискателя, моргает лишь квадратик вокруг зоны автофокуса. Поэтому я всегда включал электронный звук затвора, чтобы понимать, когда происходит съёмка и сколько кадров делается.

Камера способна отстрелять большую серию на 20 кадрах/с, и её достаточно, чтобы запечатлеть любой трюк. Пока камера записывает информацию на карточку, посмотреть кадры из буфера не удастся, но можно продолжать снимать или менять все настройки, кроме тех параметров, которые спрятаны в основном меню.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 100, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/320 с, 271.0 мм экв.Cкачать RAW

Большая скорострельность камеры рассчитана не на киносъёмку, она важна, чтобы поймать нужную фазу движения: полёт спортсмена, удар по мячу, брызги воды или пыль из-под колёс. Обычно я снимаю на низкой скорости и переключаюсь на максимальную лишь в очень важных или скоростных моментах.

Скорость обновления вычислений камеры поражает — 60 раз в секунду! Получается, что даже во время съёмки на скорости 20 кадров/с на каждый снимок приходится по три вычисления автофокуса и экспозиции. В отличие от зеркальных камер, здесь датчики АФ не теряют объект из-за поднимающегося зеркала.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/500 с, 400.0 мм экв.

Правда, если во время серии крутить зум, то фокус всё-таки может сбиваться (по крайней мере, в паре с объективом с фокусным расстоянием 100–400 мм). У меня было несколько таких случаев.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/400 с, 345.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 125, F5.6, 1/400 с, 342.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/400 с, 342.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/400 с, 342.0 мм экв. ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS УСТАНОВКИ: ISO 160, F5.6, 1/400 с, 342.0 мм экв.

Сначала во время съёмки я порой не мог понять, работает автофокус или нет. На «зеркальной» оптике (даже на топовой) чувствуется работа фокусировочного мотора в объективе. Тут практически ничего не ощущается: абсолютная тишина и отсутствие вибраций.

На тех объективах, которые я тестировал, есть кнопка блокировки фокуса, что встречается на зеркальной оптике лишь от 300 мм (кнопку, кстати, можно перепрограммировать под разные функции). Иногда удобнее зафиксировать следящий фокус на одной точке левой рукой, поддерживающей объектив, чем держать правой рукой кнопку AF-L.

Оптика меня приятно удивила, и я, признаться, не ожидал, что в этой сравнительно молодой системе есть такой большой выбор разных аксессуаров. Например, телеконвертеры х1.4 и х2.0, без которых не обходятся многие спортивные фотографы, позволяют ещё сильнее увеличить фокусное расстояние телеобъективов, открывая новые возможности для съёмки крупных планов или портретов спортсменов.

ILCE-9 / FE 100-400mm F4.5-5.6 GM OSS + 1.4X Teleconverter УСТАНОВКИ: ISO 3200, F8, 1/1000 с, 560.0 мм экв.

Кстати, о телеобъективах. Целый день снимать репортаж с тяжёлой оптикой оказалось достаточно непросто: хват у камеры не так удобен для таких целей. Настоятельно рекомендую воспользоваться вертикальной ручкой или батарейным блоком.

Батарею у камеры обновили, но на полный съёмочный день мне её не хватило. Дело в том, что у зеркальных камер матрица работает только во время съёмки, а тут она работает постоянно, что требует больших энергозатрат. От этого, кстати, нагревается дисплей. Это должно быть знакомо любителям снимать видео на зеркалки. Но я использовал камеру без батарейного блока. В системе есть вертикальная батарейная ручка на два аккумулятора VG-C3EM, а проблемы видеографов может решить батарейный адаптер на четыре аккумулятора NPA-MQZ1K.

Во Франции на съёмках Кубка мира по триалу я столкнулся с перегревом экрана. Все дни там стояла жара около 30 градусов. Камера настолько нагревалась, что на экране порой появлялся индикатор температуры. Экран при этом отказывался включаться, пока температура не снижалась. Однако с камерой можно было продолжать работать через видоискатель.

Сейчас наклонный экран есть практически во всех современных моделях, кроме, пожалуй, репортажных «кирпичей». Этот сегмент пока не сдаётся, делая ставку на надёжность за счёт меньшего числа подвижных частей. С наклонным экраном удобно снимать кадры с нестандартных ракурсов. Жаль, что сенсорный экран поддерживает лишь фокусировку, просмотр или управление камерой недоступны.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 400, F3.5, 1/6400 с, 26.0 мм экв.

Датчик видоискателя, который активирует видоискатель, когда вы подносите камеру к глазу, находится над ним. У меня постоянно случались ситуации, когда я хотел посмотреть только что отснятый кадр и прикрывал рукой дисплей от солнца, чтобы создать тень. Но в этот момент перекрывался датчик видоискателя, и камера переключала картинку с экрана на видоискатель.

Съёмка в RAW

Условия для съёмки во Франции были не самые простые: весь день светило яркое солнце, создавая резкие тени. Порой приходилось снимать спортсменов снизу против света. RAW-файлы камеры позволяли без значительных потерь вытягивать тени и приглушать пересветы.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/3200 с, 31.0 мм экв.

После обработки

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/3200 с, 31.0 мм экв.

На таком свету было бы интересно попробовать какой-нибудь светосильный фикс с диафрагмой f/1.4 и выдержку 1/32000 с. Но у меня были лишь более «тёмные» объективы.

Вспышки

Помимо оптики, в системе есть и другие аксессуары, в том числе и вспышки. Для съёмки со вспышками камера использует механический затвор.


Очень приятно, что в некоторых вспышках уже есть встроенная система радиосинхронизации! У меня было две вспышки: HVL-F45RM во встроенным синхронизатором и HVL-F60M, которая дополнялась отдельным ресивером FA-WRR1. На камеру устанавливается трансмиттер FA-WRC1M, который позволяет работать с тремя группами вспышек по 14 каналам. Важно, что трансмиттер поддерживает TTL-режим, и все настройки вспышек можно менять прямо с него. Когда вы установили приборы на удалении или в каком-то труднодоступном месте, меньше всего хочется бегать к ним, изменяя настройки.

На Токсовском марафоне я планировал снять несколько эффектных кадров с проводкой, подсвечивая гонщиков вспышками. Но тут не всё пошло по плану.

Во-первых оказалось, что в режиме радиосинхронизации невозможно установить съёмку по задней шторке, камера снимает по передней (в режиме накамерной вспышки можно выбрать тот или иной вариант). А во-вторых, при работе со вспышками камера использует механический затвор, и на время съёмки видоискатель гаснет. У зеркальной камеры изображение появляется сразу же, как только зеркало опускается обратно. Тут экран гаснет в момент срабатывания механического затвора и загорается с некоторой задержкой. Причём задержка оказывается значительной даже на короткой выдержке вроде 1/1000 с, и она продолжительнее, чем блэкаут на зеркальных камерах. Из-за этого сложно снимать динамичные сюжеты, особенно кадры с проводкой, где нужно плавно вести камерой за объектом, чтобы точно попасть в его скорость движения.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/125 с, 24.0 мм экв.

Внешние вспышки позволяют направлять свет не «в лоб», а со стороны, за счёт чего сохраняются тени, которые дают объём.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 1600, F2.8, 1/60 с, 24.0 мм экв.

Вспышки можно использовать не только в темноте при недостатке освещения, но и в ясный солнечный день, чтобы смягчить резкие тени или высветлить участки в тени. Райдер, прыгающий с одного препятствия на другое, как раз подсвечивается с земли вспышкой.

ILCE-9 / FE 24-70mm F2.8 GM УСТАНОВКИ: ISO 200, F3.2, 1/2000 с, 30.0 мм экв.

В целом механический затвор оказался более медленным (даже без использования вспышки). Максимальная скорость съёмки с ним равна 5 кадрам/с. Поэтому в режиме автоматического выбора камера отдаёт предпочтение электронному затвору и механическим пользуется лишь в случае необходимости.

Резюме от Леонида Жукова

Sony A9 имеет очень мощную начинку и функциональность, по многим параметрам опережающую топовые зеркалки. Но чтобы полностью раскрыть её возможности, нужно перестроиться и привыкнуть к камере. С Sony A9 фотограф должен точно понимать, чего он хочет. Иначе можно запутаться в настройках. Это как сложный музыкальный инструмент, который нужно сперва настроить, чтобы он издавал правильные звуки. Радует, что огромный парк оптики и аксессуаров способен покрыть практически все необходимые задачи. Ясно одно: на рынке появился игрок, с которого, возможно, начнётся новая эпоха в развитии фототехники.

Далее: «Свадебная съёмка на Sony A9»

Опубликовано: 31.08.2017

prophotos.ru

Фотоаппарат Sony Alpha 9. Первый взгляд.

Владимир Нескоромный

Главный редактор сайта alphapro.sony.ru

Идея и эмоции

Всегда важна идея. Идея способна перевернуть мир — сделать революцию. В полнокадровой камере Sony Alpha 9 ценится идея, заложенная в ней. И даже если реализация кого-то (вдруг?) разочарует, то это нисколько не повредит ей (камере). Даже на уровне анонса новинка произвела ошеломляющие впечатление. Многие фотографы заявили: «Планирую приобрести!». Безусловно, подобные заявления больше основаны на эмоциях, но оценка уже прозвучала. В конце мая — начале июня появятся первые серийные образцы, и, значит, и первые результаты тестирования. Тогда и будем делать окончательные выводы. Тем не менее уже сейчас интересно узнать мнение профессиональных фотографов Sony Alpha относительно новинки.

Алексей Арютов снимает спорт. Для него очень важно не упустить ключевой момент движения. «В этом отношении более 200 кадров в серии - это же фантастика! Камера делает невозможное». С нынешней техникой он ограничен 22 кадрами в серии, и нередко нужный момент остается за ее пределами. Новая камера обеспечивает скорость и качественный результат.

«По всем характеристикам это - камера-мечта, - добавляет Сергей Шакуто. - Возможно, как фотохудожник, я бы хотел камеру с бОльшим разрешением, однако что касается спорта, данная камера представляет сейчас эталон. Это та камера, которую я бы хотел использовать и в небе, и в воде».

Татьяна Малышева отметила беззвучный затвор, увеличение площади датчиков фокусировки и возможность выбора точки фокусировки по сенсорному экрану. Кстати, при необходимости эту «сенсорную» возможность можно отключить.

Влад Шутов выделил следующие характеристики: быстрый и чувствительный автофокус, даже при недостаточном освещении, эргономику и джойстик для выбора зоны автофокуса.

Мировая премьера состоялась в Нью-Йорке. В России камеру представили в рамках проведения ежегодной выставки «Фотофорум». В своем выступлении старший менеджер по маркетингу Sony Electronics Андрей Курганов старался быть максимально сдержанным, однако ему не удалось удержать эмоций. Он охарактеризовал новинку как «камеру, о которой мечтали», и заявил, что «наступает новая эра спортивной и репортажной фотографии». Что касается позиционирования, то Андрей Курганов пояснил, что камера «не заменяет семерки, не становится выше их, это просто другая концепция».

На самом деле, с идеей невозможно совладать. Если она овладела умами, то процесс начинается необратимый. Компания Sony не просто выпустила новую более продвинутую камеру, она задала новый технологический вектор.

Скорость и тишина

Когда Андрей Курганов говорит о «новой эре в спортивной и репортажной фотографии», то имеет в виду такие характеристики новой камеры, как скорость серийной съемки и беззвучность. Камера оснащена двумя затворами: механическим и электронным. При использовании электронного затвора скорость серийной съемки составляет 20 кадров в секунду, а сама серия может достигать 241 снимка в формате RAW или 362 в формате JPEG. Электронный затвор срабатывает беззвучно (ноль децибел!), поначалу многие даже не понимали, снимает камера или нет. Разработчики даже реализовали специальные рамки, которые, пульсируя, показывают момент срабатывания затвора. Минимальная выдержка 1/32000 с.

Визирование осуществляется с помощью электронного видоискателя с разрешением 3,7 Мпикс. И частотой обновления 120 кадров/с. Благодаря этим характеристикам, отсутствует задержка между действием в реальности и его представлением в видоискателе (нет лага в видоискателе). Фотограф снимает именно тот момент сюжета, который видит в видоискателе. И все это происходит при серийной съемке со скоростью 20 кадров в секунду! Соответственно, при этом отсутствуют затемнения (blackout), которые возникают во время работы зеркалки, когда зеркало поднимается для снимка.

Таким образом, благодаря скоростной серийной съемке и беззвучности работы, камеру можно спокойно использовать в тех ситуациях, когда любые звуки нежелательны, а сюжет стремительно развивается - политики, музыканты, спортсмены, театральные актеры. Это и есть новая эра в фотожурналистике. Беззвучная скорострельность.

Физика процесса

В принципе, добиться скорострельности не так уж и сложно. Например, видео в формате 4K позволяет делать выкадровку — те же фотоснимки. В чем же преимущество камеры Sony Alpha 9. Именно фотографическая серийная съемка. Каждый кадр в серии уникален. На каждый кадр приходится 3 (три) вычисления — автофокуса и автоэкспозиции. Иными словами, в течение одной секунды камера производит 60 (шестьдесят!) вычислений — отслеживаний автофокусировки/автоэкспозиции. А если взять всю серию (241 RAW-снимок), то получается аж 723.

Технологическим сердцем камеры является полнокадровый многослойный сенсор Exmor RS CMOS с разрешением 24 Мпикс. Сразу за массивом пикселей располагается встроенная буферная память и система высокоскоростной обработки сигнала. Затем идет процессор обработки изображения Bionz X. Подобное решение, а также «посильное» (не очень большое) разрешение матрицы, обеспечивают высокоскоростное считывание данных, которое в 20 раз выше, чем у «семерок».

Одной из проблем электронного затвора эксперты называют эффект роллинг шаттер (rolling shutter), когда при съемке динамичных объектов возникает их искажение. Как заявляет компания Sony, в камере Alpha 9 этот недостаток минимизирован (применительно к фото- и видеорежиму).

О питании

В камере появился аккумулятор в новом форм-факторе, емкость которого в 2,2 раза больше, по сравнению с источником питания «семерок» (2280 мАч против 1020 мАч). Как заявляет компания-производитель, теперь на одном заряде можно снять 650 кадров (стандарт CIPA). Кстати, одновременно с камерой выпущена вертикальная рукоятка VG-C3EM, в которой можно установить сразу два новых аккумулятора NP-FZ100. Таким образом, решение позволяет отснять уже 1300 кадров. Но не больше, потому что используется только два аккумулятора в рукоятке, но не три (в камере элемента питания нет).

Прочие характеристики

Автофокусная система, состоящая из 693 датчиков фазового автофокуса, плотной матрицей покрывает почти весь кадр (93%). Прогрессивная система 4D FOCUS. В режиме 4K-видео данные считываются с матрицы 6К и затем конвертируются в 4К, чтобы обеспечить максимально возможное качество изображения. Диапазон чувствительности 100-51200 ед. ISO с расширением до 50-204800 ед. ISO. 5-осевая стабилизация изображения на матрице. В камере реализована другая идеология в пользовательском меню, на освоение которой потребуется некоторое время. Имеется режим My Menu, в котором можно сохранить до 30 предустановок. Два слота для карт памяти - SD и SD/Memory Stick. Интерфейс USB 2.0 – жаль, что не высокоскоростной 3.0. Появился LAN-разъем для скачивания данных на FTP-сервер и разъем для подключения студийных источников импульсного освещения. Появился джойстик для выбора зоны автофокуса и кнопка AF ON для блокировки автофокуса.

Итоги

Камеру Sony Alpha 9 стали бурно обсуждать еще до появления серийных образцов. Ситуация довольно необычная для фотосообщества. Как правило, эксперты предпочитают не использовать в дискуссиях т. н. голословные утверждения — данные, полученные от компании-производителя. Стараются дождаться результатов полевых тестов и только потом либо хвалить, либо ругать. Но уже наверняка. Сейчас в дискуссию вовлечены все. Причина заключается в том, что камера спровоцировала людей на откровение. Они заговорили о том, о чем думали долгое время, но стеснялись говорить. Они стали обсуждать серьезные изменениях в фотографии, которые лежали на поверхности. Камера Sony Alpha 9 открывает новую эру в истории фотографии. И в подобных ситуациях нельзя молчать. Иначе упустишь исторический момент.

Еще больше информации: www.sony.ru/electronics/interchangeable-lens-cameras/ilce-9 

www.sony.ru

Впечатления от Sony a9 и Sony FE 2.8/70-200 GM OSS

За предоставленный фотоаппарат Sony a9 (Sony ILCE-9), объектив Sony FE 2.8/70-200 G GM OSS (SEL70200GM), удлинитель рукоятки Sony GP-X1EM и вертикальную рукоятку VGC3EM.SYU огромная благодарность официальному представителю компании Sony в Украине.

Sony a9

Камеру мне предоставили всего на несколько дней, потому я не подготовил детальный обзор Sony a9. В данной заметке выскажу лишь свои впечатления о Sony a9 и Sony FE 2.8/70-200 G GM OSS (SEL70200GM).

1. Сотрудничество с Sony

Компания Sony всегда поддерживает со мной контакт, информирует о выходах новинок, приглашает на презентации своих новых продуктов, предоставляет фототехнику на обзоры. Иногда даже можно выбрать тот или иной фотоаппарат на обзор. Должен обратить внимания, что мои обзоры камер и объективов Sony в своем тексте имеют довольно большой блок критики или недостатков, например, таких как в обзоре Sony a7R, где я детально описал отсутствие вменяемой автоматической фокусировки. При этом со стороны Sony никто на меня не давит, чтобы я написал очередную джинсовую статью о фототехнике. Представительства Nikon и Canon на контакт идут куда хуже.

Собственно, считаю, что большой резонанс, который получила Sony a9 в странах бывшего СНГ в первую очередь связан с открытой и грамотной политикой компании. Вся сеть забита джинсовыми постами про супер ‘убийцу’ зеркалок.

Sony a9

2. Ожидания

Я не хотел брать Sony a9 на обзор, отказывался несколько раз по разным причинам (отпуск, загрузка основными съемками). Потом Sony a9 мне стала просто не интересной. К сожалению, меня уже очень сложно удивить хорошей фототехникой, да и к последней я отношусь не так, как многие фотографы. Выход нового инструмента-молотка, который умеет забивать 20 гвоздей в секунду вместо 14 гвоздей у молотков Canon 1DX Mark II и Nikon D5 меня никак не удивил.

Sony a9

3. Новая парадигма?

Частично я не хотел связываться с Sony a9 из-за страха перед новой парадигмой работы с системой фокусировки. Переучиваться — сложно. После всех хвалебных отзывов на полную автоматичность в распознавании и слежении за объектами съемки у меня сложилось впечатление, что теперь нужно будет по другому искать оптимальные методы работы с системой автоматической фокусировки. На практике хоть все и достаточно хорошо, но полностью довериться автоматике в сложных условиях съемки пока что нельзя. Намерения фотографа все же часто приходится передавать в камеру вручную. Надеюсь, в скором будущем будет создан нейроинтерфейс для наводки на резкость туда, куда хочет фотограф.

Куда же все идет и что будет дальше? Через пару лет камеры будут уметь снимать 60 кадров в секунду со 100 МП сенсором и с 16-ти битным RAW. Процесс фотосъемки превратится в видеосъемку формата 8 или 16К. Вместо фотографов будут ходить и фотографировать роботы. Профессия фотографа превратится в работу контент-менеджера которому останется только выбрать нужный снимок из 100500 кадров, снятых различными дронами. Марти, будущее уже рядом.

Sony a9

4. Фокусировка

Фокусировка работает хорошо, без каких-либо нареканий. Я остался полностью удовлетворен качеством фокусировки. Но чего-то магического или кардинально нового в Sony a9 я не нашел.

Ввести камеру в заблуждение достаточно легко, она может потерять объект съемки, не успеть сфокусироваться или сфокусироваться не на нужном объекте. Также, как я уже отмечал в обзоре Sony a6300 — скорость, точность и цепкость фокусировки уж очень сильно зависит от объектива и условий съемки.

Sony a9

5. Что же реально нового у Sony a9?

Для меня, как для практикующего фотографа, нет ничего принципиально нового в Sony a9. Чему я действительно рад, так это появлению в Sony a9 джойстика. Джойстика! Джойстика в 2017 году! К сожалению, на предыдущих полноформатных беззеркальных камерах Sony a7, a7II, a7S, a7S II, a7R, a7RII было крайне неудобно работать из-за адовой реализации фокусировки по одной точке (по регулярному пятну, как это правильно называется в меню этих камер). Чтобы сдвинуть точку фокусировки следовало танцевать с бубном и петь особые песнопения с нажатием на большое количество функциональных и не очень функциональных кнопок. С Sony a9 можно так же легко выбирать точку фокусировки, как это было реализовано в первых ЦЗК Nikon 1999 года выпуска.

Все остальные супер-функции в подавляющем большинстве случаев не будут использованы фотографом, их достоинства слишком преувеличены и они могут остаться супер-функциями только на бумаге. Из ‘новых’ возможностей мне еще запомнилось отсутствие затемнение во время спуска электронного затвора.

Не стесняясь могу с уверенностью утверждать, что имея огромный опыт общения с различными камерами я могу полностью реализовать потенциал камер не новее Nikon D80 / Canon 40D. Конечно, обычно чем новее и продвинутей камера — тем проще и приятней с ней работать, но огромный потенциал Sony a9 смогут раскрыть лишь единицы.

Sony a9

6. ТОП или не ТОП

Sony a9 должна стать серьезным игроком в мире фотографии, но лично я не отношу Sony a9 к ТОПовым камерам. Одна из главных причин — обычный форм фактор корпуса Sony a9 и ужасное управление. Пока что я считаю, что Sony a9 того же уровня, что модели Nikon D850 / Canon 5D Mark IV.

Одновременно с Sony a9 у меня на обзоре была старушка Canon 300D (та самая первая камера с байонетом Canon EF-S), в моей руке этот старый и негодный аппарат сидел лучше Sony a9.

Могу с уверенностью утверждать, что на ощупь Sony a9 сильно проигрывает Canon 1DX Mark II и Nikon D5, это же, скорее всего, касается и выносливости этих камер. Если бы у меня был выбор, то для серьезной и ответственной работы фотографом в сложных условиях я бы лучше воспользовался проверенными временем комбомонстрами старых поколений (единички от Canon/Nikon), нежели пошел с Sony a9.

Для превращения Sony a9 в камеру с ТОПовым комбокорпусом нужны всякие увеличители-удлинители по типу Sony GP-X1EM стоимостью OVER 9000 денег.

Sony a9

7. Общее впечатления от Sony a9

Sony a9 — хорошая камера. Это и ожидалось. Я понимаю, что это очень сухо и скучно — но этим я хочу подчеркнуть излишнюю раздутость функционала Sony a9 в глазах неофитов, которые хотят поменять свой Nikon D3100 / Canon 550D на что-то другое. Профи и так прекрасно понимают, что такое Sony a9 и с чем его едят.

Sony a9 часто форсят в качестве ‘убийцы’ зеркалок. Я полностью согласен с тем, что зеркальные камер со временем будут заменяться беззеркальными решениями, но пока что Sony a9 никакая не убийца, а попытки доработать беззеркальную Sony a7 до профессионального уровня. В общем и целом попытка удачная.

Sony a9

8. Общее впечатления от объектива

Sony FE 2.8/70-200 G GM OSS (SEL70200GM) — хороший ТОПовый объектив. Достойное качество изображение. Мне он очень понравился. Единственное — зажимы хомута от штативной лапки были так сильно зафиксированы, что мне не удалось их открутить. Небольшой архив с исходными файлами здесь.

В последнее время мой блог 'Radojuva' требует огромных затрат на обслуживание и наполнение новыми материалами. Помочь Радоживе очень просто - делитесь материалами сайта с другими людьми (например - в социальных сетях), пишите комментарии (комментарии не требуют никакой, вообще никакой регистрации, комментарий может добавить любой читатель).

Ну что ж, пофлудим в комментариях!

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com


Смотрите также