Баланс белого. Рекомендации. Фотоаппарат баланс белого


Баланс белого в видеокамере

Баланс белого - это функция видеокамеры, предназначенная для компенсации искажения различных цветов, которые возникают при разных источниках освещения.

Видеосъемка может производиться при солнечном свете, в помещении, освещенном лампой накаливания, люминисцентной или галогеновой лампой, вечером при свете костра и пр.

Каждый источник света обладает своим спектром излучения. Полный спектр, включающий все цвета, имеет солнечный свет. Близким к нему является спектр ламп дневного света, хотя они отличаются недостатком желтого цвета. Спектр лампы накаливания смещен в красно-желтую часть, т.е. недостает лучей сине-фиолетового цвета.

Все видеолюбители знают, что видеокамеры при смене освещения начинают искажать цвета. Если снятое видео имеет неестественные цвета или оттенки, то нужно настраивать баланс белого. Белый цвет является эталонным, потому что его проще всего отличать и настраивать.

Баланс белого – это эталонная точка, на которую видеокамера ориентируется для правильного, без искажений отображения всей гаммы цветов при съемке.

Во всех современных видеокамерах есть функция автоматического баланса белого цвета, направленная на воспроизведение относительно естественных цветов. Однако автоматика не всегда в состоянии правильно отреагировать на разнообразные источники освещения.

Если белый предмет на видео имеет желтый, синеватый или другие оттенки, это вызвано освещением и требует настройки, т.е. установки баланса белого.

Типичный пример, когда съемка при домашнем освещении дает характерное отображение объектов в желтоватых тонах:

Чтобы избежать подобных искажений цвета во многих видеокамерах предусмотрены различные функции для получения оптимальных цветов при разных вариантах освещения.

Предустановки или шаблоны

В некоторых видеокамерах есть готовые предустановки для съемки в определенных условиях. Такие предустановки могут иметь названия: дневной свет, люминесцентное освещение, свет лампы накаливания, флуоресцентный свет, галоген, солнечно (солнце), пасмурно (облака) и т.п.

В разных камерах могут быть разные наборы таких предустановок, названия могут отличаться вследствие разного перевода, но принцип действия у них одинаков.

Предустановки баланса белого рассчитаны на коррекцию конкретных искажений цвета. Например, режим "свет лампы накаливания" устраняет оранжевый оттенок, возникающий при съемке в комнате, который мы видели на картинке выше. Предустановка "люминесцентное освещение" направлена на удаление зеленоватого оттенка, возникающего при освещении люминесцентной лампой.

Если перед началом съемки установить соответствующий режим, получится более правильное воспроизведение естественных цветов. Также, некоторые операторы используют различные предустановки для получения интересных, нестандартных цветовых решений при видеосъемке.

Поэтому, если ваша камера имеет режимы различных предустановок, попробуйте их в действии, возможно, качество снимаемого видео вас вполне устроит.

Ручная установка баланса белого

Необходимо понимать, что предустановки не всегда позволяют получить правильную цветопередачу при видеосъемке. Ведь это стандартные программы, а реальные условия не всегда им соответствуют.

Простой пример - смешивание искусственного и дневного света, которое возникает, если в комнате недостаточно света из окна, и включают дополнительно какую-то лампу. Смешивание цветовых палитр естественного и искусственного освещения приведет к искажению всей цветовой гаммы.

В таких случаях нужно воспользоваться ручной настройкой баланса белого. Это очень важная функция, на которую надо обязательно обратить внимание при выборе видоекамеры.

Для ручной установки баланса белого видеокамеру переключают из автоматического в ручной режим. Далее надо "показать" камере, как выглядит белый свет при данном освещении, т.е. вам понадобится что-то белое.

Проще всего использовать белый лист бумаги, или полотна, или белую стену. Если используется белый лист, надо направить на него камеру так, чтобы в объективе был только он и не попадало ничего постороннего. Затем нажимают кнопку балансировки белого и камера калибруется на этом белом листе.

После этого можно снимать, и видео будет иметь естественную цветовую палитру.

При этом следует помнить, что если вы установили баланс белого при освещении в помещении, то при дальнейшей съемке на улице или в помещении с другим освещением, нужно опять установить баланс белого. Если этого не сделать, то цвета будут сильно искажаться.

Опытные операторы всегда перед съемкой в конкретном помещении первым делом настраивают баланс белого, чтобы получить правильную цветопередачу.

Освещение при видеосъемке в помещении

Съемка видео в полной темноте

Точка съемки и ее выразительные возможности

Форма подписки

для получения видеоуроков и полезных материалов по работе с видео

Конфиденциальность гарантирована

video-sam.ru

Баланс белого. Рекомендации ~ PhotoPoint

В зависимости от того, какие настройки баланса белого вы выберите, фотография будет иметь ту, или иную цветовую температуру. Цветовое решение снимка будет теплее, или холоднее. Использование автоматического баланса белого — это простой вариант, но обычно, в фотоаппарате предусмотрено несколько пресетов баланса белого, которые обеспечивают больший контроль над температурой цвета.

В этом уроке мы подробно остановимся на настройке такого параметра, как баланс белого, наглядно проиллюстрировав влияние того, или иного значения на итоговый результат.

Цвет света влияет на отображение оттенков на фотографиях. Возможно, вы уже замечали, как при неудачно выбранном балансе белого фотографии могут иметь неприятный и непривычный для глаз оттенок.

Инфографика. Баланс белого

Нажмите на изображение, чтобы увидеть его в полном размере:

Фотоаппарат фиксирует цвет света таким, каков он есть, именно поэтому фотографии, сделанные в домашних условиях, имеют оранжевый оттенок, а снимки, сделанные в сумерках или на рассвете кажутся холодными, с синеватым оттенком. Использование при съемке такого параметра, как Баланс белого поможет изменить оттенок, стабилизировав его.

Например, если вы делаете снимок с освещением от лампы накаливания, то камера может уменьшить количество оранжевого цвета и повысить синий, делая цвет нейтральнее.

Объяснение предустановок баланса белого

Авто или предустановки?

Фотографируя, у вас есть возможность предоставить камере самостоятельно настраивать баланс белого. Для этого есть автоматический режим. Системы автоматического баланса белого в современных фотоаппаратах постоянно совершенствуются, и сегодняшние результаты, намного лучше тех, что были на заре эры цифровой фотографии.

Тем ни менее, автоматический баланс белого не может исправить некоторые виды освещения так, как это требуется. Чаще всего это случается с искусственным освещением, которое все еще может иметь теплый оттенок, даже с включенным автоматическим балансом белого. Ошибки автоматического баланса белого можно обнаружить при фотографировании закатов и рассветов, когда температура света имеет наибольшее значение.

Для того, чтобы свести такие ситуации к нулю, в цифровых фотоаппаратах предусмотрены предустановки баланса белого, которые помогают, в зависимости от ситуации, выбрать правильный вариант. В данном случае, выбор верного варианта ложится на ваши плечи.

Съемка в режиме RAW

У вас есть возможность фотографировать в формате RAW, вместо JPEG. В этом случае, даже если вы ошибетесь в настройках и получите не очень красивый, с точки зрения цветовой температуру, кадр, исправить это в графическом редакторе будет намного проще и безопаснее для сохранения деталей фотографии.

Правильное решение в выборе предустановки также важно, но при фотографировании RAW не так страшно ошибиться.

Как сделать предустановку баланса белого

Вы можете использовать это руководство для получения нейтральных цветов при фотосъемке с искусственным освещением.

Предустановка

В большинстве зеркальных фотоаппаратов вы найдете предустановки баланса белого в меню съемки (в зависимости от модели, меню может находиться в том, или ином месте). Выберите режим баланс белого, затем прокрутите вниз до PRE (Ручная настройка). Теперь нажмите правой кнопкой на мульти-селектор.

Оценка ситуации

Вы можете оценить кадр и баланс белого глядя на уже сделанный кадр, или же использовать  опцию Measure и сделать специальный тестовый снимок. В качестве объекта съемки отлично подойдет белый лист бумаги. Камера предупредит вас, если света недостаточно.

Данные получены

Если тестовый снимок был сделан удачно, то теперь у фотокамеры есть все необходимые данные об освещении окружающей среды. Фотоаппарат приступит к установке баланса белого, способствующей созданию фотографии с нейтральным цветом света.

Использование предустановки

Вы получили новую предустановку баланса белого, которую можно успешно использовать в любое время, выбирая опцию «PRE» из списка пресетов. Чтобы измерить баланс белого еще раз, повторите процесс и новый пресет заменит существующий.

Тонкая настройка баланса белого

Выберите пресет

Чтобы изменить один из существующих пресетов баланса белого сначала выберите его из списка в меню съемки. Затем, вместо нажатия на кнопку «ОК», нажмите правую кнопку на мульти-селекторе, чтобы открыть панель тонкой настройки.

Тонкая настройка

Вы можете настроить баланс белого по двум осям. Слева направо регулируете желтый и синий компонент баланса белого, сверху вниз регулируется интенсивность зелено-пурпурных оттенков. Когда вы подтвердите настройки и вернетесь в меню настройки баланса белого, то заметите, что возле предустановки появилась звездочка. Это предупреждает о том, что режим был изменен.

Брекетинг баланса белого

При нажатии на один из вариантов предустановки мульти-селектором вы увидите разные варианты брекетинга, в том числе брекетинг баланса белого. В этом случае камера сделает еще один снимок, но обработает его с тремя различными настройками баланса белого.

Выберите лучший вариант

После съемки вам будут предложены три разные фотографии с разными значениями баланса белого — WB1, WB2 и WB3, теперь ваша задача выбрать и сохранить понравившийся вариант.

Вас может заинтересовать:

photopoint.com.ua

Как настроить баланс белого в фотоаппарате

Человеку, впервые взявшему в руки цифровую камеру, может доставить много неудобств несоответствие цветов в оригинале и на получаемом изображении. Вот здесь и нужно настроить баланс белого в фотоаппарате. Это связано с тем, что разные источники света имеют в своем спектре разные преобладающие оттенки. Например, лампа накаливания светит желто-красным цветом, а ртутные лампы имеют в своем спектре преобладающие сине зеленные оттенки. Но человеческий мозг научился безошибочно приспосабливаться к разным видам освещения, точно определяя для себя, какой объект будет истинно белым. Именно по этой причине мы не замечаем, что белый лист бумаги, помещенный в свет лампы накаливания, перестает быть белым, а стает желто-красным.

Автоматика и предустановки

Чуть сложнее обстоит дело с современными цифровыми камерами, их автоматика, безусловно, хорошо работает, но какой бы она совершенной не была, смиритесь с тем, что возможно выставлять баланс белого (ББ) вам придется вручную.

В любой современной камере кроме автоматического режима есть ряд предустановок ББ. Все они обозначены соответствующими пиктограммами и, как правило, интуитивно понятны. Подобные предустановки – самый простой и надежный способ помочь камере, когда в трудной ситуации автоматика подвела по тем или иным причинам. В большинстве случаев большего и не требуется.

ПРЕДУСТАНОВКИ:

- просты в использовании;

- достаточно точны для большинства ситуаций;

- не обеспечивают идеальной точности.

Примеры использования предустановок

Белый лист или серая мишень

Однако, например люминесцентные лампы могут иметь разные преобладающие оттенки в своем спектре, и одна и та же установка не может дать 100% гарантированный результат в разных условиях съемки. Особенно это заметно когда стоит задача точной передачи телесных тонов или точной цветопередачи как, например, при репродукционной съемке. Безусловно, вы можете воспользоваться подстройкой присутствующей во многих камерах предустановкой параметров. Однако наиболее точный результат будет достигнут при установке баланса белого по белому листу бумаги или по специальной серой мишени. Такая возможность присутствует во всех зеркальных камерах и в большинстве компактов. Вам понадобится чистый лист бумаги или специальная серая карта – цветовая мишень нейтрально серого цвета. Выставив режим ручной установки баланса белого на фотоаппарате, вы один раз снимаете мишень, и камера сама делает выводы о необходимых поправках, которые надо вносить при съемках в данных условиях.

РУЧНАЯ УСТАНОВКА:

- наиболее точный способ;

- требует наличия белого листа или специальной мишени;

- подходит лишь для конкретных условий съемок.

Серая мишень

Установка по цветовой температуре

Есть еще один способ установки баланса белого: по цветовой температуре. Она измеряется в градусах по шкале Кельвина. Плюс этого способа в том, что цветовая температура студийных источников цвета указана в их документации или же легко может быть определена при помощи специальных приборов. В этом случае не нужно прибегать ни к предустановкам, ни к ручной установке баланса белого. Но, к сожалению, эта функция есть не во всех камерах.

БАЛАНС БЕЛОГО ПО ЦВЕТОВОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ:

- необходимо знать цветовую температуру источников;

- удобна для работы в студии;

- высокая точность.

Шкала цветовой температуры

Однако если у вас зеркальная камера, то самым простым способом решения проблемы с балансом белого будет съемка в формате RAW. Ведь при конвертации raw файлов баланс белого можно установить уже после съемки.

Правильная настройка основных параметров.

Творческие и сюжетные режимы фотосъемки.

Точная настройка экспозиции во время съемки.

vybrat-tekhniku.ru

Баланс белого. Как настроить фотоаппарат

Баланс белого - это один из самых важных параметров при съёмке. А почему именно белого, не чёрного, не серого?

Чисто белого цвета на земле просто нет. Дело в том, что белый цвет, как таковой, белым не является. Как вам известно, из школьного курса физики, белый цвет это смешение в определённых пропорциях семи цветов. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Именно они сведённые воедино образуют белый цвет. И в связи с этим  в зависимости от «среды обитания» белый цвет приобретает оттенки. Например, если мы будем снимать объект, максимально приближенный к идеальному белому цвету, в солнечный и яркий день, то под прямыми лучами объект приобретет большую яркость, а если его фотографировать в тени, то объект станет слегка голубоватым. Если его снимать под лампой накаливания, то объект будет слегка желтоватым, а под лампой дневного света, слегка зеленоватым. Если фотографировать под открытым небом, в ясный солнечный день, то на кадр накладываются различные оттенки, в зависимости от расположения объекта относительно солнца. А съемка в облачный день приводит к появлению голубоватого оттенка.  Когда вы смотрите на что-то белое, или серое или какого угодно другого цвета, ваши глаза видят свет, а мозг интерпретирует цвета. Когда меняется тип освещения (предположим с дневного на лампы накаливания), мозг автоматически приспосабливается, так что цвета выглядят одинаково, даже когда это не так. Матрица фотоаппарата, увы такой роскошью не обладает. По этой причине и надо корректировать цвет. Поэтому для регулировки цветовой температуры на каждом отдельном снимке используется баланс белого.  То есть, что бы белое на снимке выглядело белым.

 Для настройки баланса белого в автоматическом режиме, делать ничего не надо, так как эта функция стоит по умолчанию,  Действует так: изображение, попадая через объектив на светочувствительную матрицу, делится на множество частей, в которых затем фиксируется и анализируется источник света. После этого (когда источник установлен и идентифицируется), программа производит необходимую коррекцию спектра. Обычно эта настройка занимает доли секунды.

 Но бывают ситуации, когда автоматическая настройка баланса белого не подходит. Допустим, вы занимаетесь съёмкой модели на открытом воздухе. Вам необходимо сфотографировать вашу знакомую. Вы делаете общий план, включающий окружающую обстановку. Затем средний план. И завершаете съёмкой крупного плана (портрет). Позже просматривая снимки на компьютере, вы можете заметить, что цвета на снимках различаются. Подобный эффект возникает потому, что фотоаппарат настроен на «среднюю» обстановку. То есть, если смешать все цвета прошедшие через объектив, должен получиться нейтральный серый тон. На снимке снятом общим планом, действительно присутствует масса различных цветов, которые при смешении действительно дадут нейтральный серый тон. Но по мере приближения (средний, крупный план), модель будет занимать всё большую площадь снимка. И общий тон уже никак не будет нейтрально серым.

 И ещё небольшое замечание. Применима данная настройка только при однородности источника света (то есть, если смешать свет лампы накаливания со светом люминесцентной лампы), то автоматика может произвести некорректную настройку. Учтите, что корректность цветопередачи (в автоматическом режиме) у каждой фотокамеры своя. Если баланс установлен неверно, то белый цвет на снимке будет иметь разнообразные цветные оттенки. В цифровых камерах изначально заложены предварительные установки баланса белого. Это «солнечный день»,  «тень», «облачно»,  «люминесцентное освещение», «лампы накаливания» и «вспышка». Но если  режим «вспышка» и «лампы накаливания» не требуют дополнительной коррекции, то с остальными всё не так просто. Давайте возьмём режим «облачно». Это могут быть лёгкие перисто-слоистые облака, а могут быть тёмно-свинцовые предгрозовые тучи. Это может быть лёгкая облачная дымка, а могут быть снежно-белые кучевые облака. И всё это режим «облачно». Но, освещение во всех случаях абсолютно разное. И тут нам на помощь приходит использование ручной  установки баланса белого. Для достижения оптимальных результатов установите пользовательский баланс белого, замерив его камерой, наведённой на объект. Это может быть лист белой бумаги, белая ткань или любой другой объект, который требуется использовать в качестве стандарта белого цвета. Но и в этом случае могут возникать ошибки.Ошибки связаны прежде всего с тем, что белый лист далеко не всегда действительно белый. Он отражает часть цвета, если рядом находятся яркие предметы или может приобрести оттенок, если сквозь него просвечивается задний фон, а это в свою очередь сбивает настройки. Я для этого использую квадратик матового белого пластика примерно 15x15 сантиметров. Он постоянно лежит у меня в фотосумке и выручает в случаях с нестандартным освещением.

 В каких случаях предпочтительнее выставлять баланс вручную? При съёмке объектов с одним преобладающим цветом (например, небо, море, поле или лес). При съёмке с близкого расстояния (макросъёмка). При съёмке с особыми источниками освещения (например, с ртутными лампами). О лампах давайте поговорим более детально. Тема эта не так проста, как кажется на первый взгляд. В частности всем известные флуоресцентные лампы бывают тёпло-белого, холодно-белого и тёпло-белого 3х волнового спектра. Помимо этого есть ещё флуоресцентные лампы типа Н. И у всех разная цветовая гамма. Кстати, при освещении флуоресцентными лампами колбового типа, используется баланс белого «лампы накаливания».

 Перед установкой баланса белого в ручном режиме, установите режим съёмки Р и компенсацию экспозиции [±0]. Правильное значение баланса белого не может быть получено при неправильной установке экспозиции (изображение может получиться почти полностью чёрным или белым). И не забывайте переключать режим баланса белого при изменении условий съёмки и освещённости. Поскольку если вы снимали с предустановленным балансом «лампы накаливания», а затем, выйдя на улицу, продолжите снимать, вы получите великолепно синие снимки. Дело в том, что лампа накаливания испускает очень много лучей красно-оранжевого спектра. И чтобы компенсировать данный аспект, программа фотоаппарата при последующей обработке кадра увеличивает долю синего спектра. Люминесцентные лампы наоборот испускают очень много лучей сине-зелёного спектра. Хотя человеческий глаз этого и не замечает. Поэтому если не хотите вместо нормальных снимков, получить футуристические картины, следите за правильной установкой баланса белого. Стопроцентного правильного баланса белого можно добиться, используя серые карты. Они позволяют фотоаппарату в точности "увидеть", при каких настройках баланса белого сцена правильно отобразится.  Чтобы более точно настроить баланс белого и избавится от «паразитных» засветок, нужно использовать так называемую 18% серую карту. Ее можно купить в фотомагазине или сделать самому при помощи лазерного принтера, залив лист плотной бумаги 18% серым цветом. При помощи такого аксессуара можно точнее настраивать баланс белого и избежать влияния цветных рефлексов. В большинстве случаев этого достаточно, но для получения максимальной точности лучше все-таки использовать специальную насадку на объектив.

Одной из наиболее известных таких насадок является Expodisc производства компании ExpoImaging. Есть множество аналогичных устройств, которые могут сильно отличаться ценой и даже внешним видом, но принцип их работы одинаков. Со стороны объектива это равномерный белый фон, а с внешней, в случае expodisc, микролинзы, которые смешивают свет и отсекают его часть таким образом, что внутренний фон для камеры становится тем самым 18% серым.  Несмотря на кажущуюся простоту, эта насадка позволяет практически идеально оценить баланс белого даже в самых неблогоприятных условиях.

Процесс работы с ней аналогичен настройке по листу, вы надеваете диск на объектив, а дальше последовательность действий идентична описанным выше. Процесс надевания/снятия очень прост, в оправе стоят подпружиненые шарики, поэтому она просто нащёлкивается на объектив и так же быстро снимается. Это позволяет ускорить процесс настройки и сделать его максимально удобным. Единственный минус — цена, которая еще и ощутимо растет в зависимости от диаметра объектива. Если же вам не хочется задумываться о балансе белого во время съёмки, настройте фотоаппарат на дублирование снимков в формате RAW. Подобное дублирование выручит вас, в случае когда настраивая или меняя баланс белого вы можете упустить интересный сюжет. В последствии баланс белого можно будет отрегулировать на компьютере, не заморачиваясь его регулировкой во время съёмки.

photolime.ru


Смотрите также