БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА. Фокусировочный экран фотоаппарата


Про фокусировочные экраны | БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

Доброго времени суток. Пожалуйста, расскажите про фокусировочные экраны. Как правило, комбинированный экран состоит из клиньев Додена, микрораста, матовая часть и линзы Френеля.

С уважением, Александр.

Здравствуйте, Александр!

Охотно.

1.Клинья Додена и микрорастр темнеют при слабом освещении ( диафрагма — 5.6), есть ли экраны, которые держат и слабое освещение?

Сами по себе клинья не темнеют. Просто на диафрагме F5.6 вообще весь видоискатель темнеет так как вы закрываете диафрагму физически. Но весь комбинированный экран немного темнее, чем обычный матовый, если вы используете китайский вариант из-за качества пластика.

китайский фокусировочный экран с горизонтальными клиньями Додена

Плюс клинья это клинья, а не просто стекло. Т.е. если изображение не в фокусе, то картинка не цельная и половинки могут быть поочередно темными. Микрорастр тоже темный, если не в фокусе.

Единственынный способ сохранить работоспособность мануального объектива на диафрагмах больше F8 это покупать электрически сопряженный с камерой объектив. Так, например, есть в продаже Carl Zeiss версий ZE (под Canon), ZF (Nikon) и т.д. У них диафрагма закрывается только в момент срабатывания затвора. Всё остальное время фокусируетесь свободно на ярком фокусировочном экране. Еще из интересных решений это объективы Carl Zeiss под систему Contax N переделанные господином Conurus под байонет Canon или Nikon. При этом объектив становится еще и автофокусным. Это самый, пожалуй, интересный вариант. Только дорогой.Вот тут можно на них посмотреть и купить уже переделанные. Или искать на Ebay.

Я предпочёл вариант снимать на диафрагмах от открытой до F8. Старые именитые объективы особенно интересны на открытой диафрагме. На F8 и более закрытой вы можете брать любой другой — он будет не хуже. Чем более закрытая диафрагма — почти вся разница между плохим и хорошим объективом в оптических характеристиках исчезает.

2.Назначение линзы Френеля, вроде как бы «сделать экран ярким и равномерно освещенным» — ее обычно используют, если нельзя установить сферическую линзу, так как линза Френеля меньше размером. А нужна ли линза Френеля для фотоаппаратов Canon (в частности 450D)? Возможно у этих фотоаппаратов уже стоит своя линза.

Ярким линза Френеля сделать экран не может, а скорее наоборот, делает немного темнее.

Обычная линза сверху и линза Френеля снизу

Сама идея линзы Френеля в равномерности света, которая достигается его рассеиванием. Так, например, на объектив, наоборот, наносят покрытия ( просветление) для того, чтобы свет не рассеивался и не терялся таким образом контраст. Это делает объектив более «светлым». У линзы Френеля другое назначение.

Сферическая линза будет давать увеличение. Это получается выпуклый экран? Такого не встречал честно говоря. Увеличение достигается легче насадкой на видоискатель (увеличитель видоискателя).

увеличитель видоискателя Tenpa 1.36x

Линза Френеля создавалась как альтернатива обычному матовому экрану, чтобы избежать сильного виньетирования по краям при фокусировании изображения с объектива на маленький видоискатель.

По поводу необходимости линзы Френеля: я предполагаю, что на всех современных экранах она уже присутствует. Так, если внимательно рассмотреть китайский экран на картинке выше, то можно увидеть радиальные царапинки. Оригинальный экран от Canon сделан более качественно и там вы не увидите этих царапинок. Он покажется просто матовым. Но гравировка линзы там тоже есть, так как виньетирования в видоискателе не видно, а оно должно быть существенное при отсутствии линзы Френеля.

3. Нужна ли разметка фокусировочных точек на экране или можно обойтись без них, подскажите из практического опыта?

Разметка для Canon 5d mark II точно не нужна так как она присутствует на пентапризме. Чтобы проверить, есть ли она у вашей камеры на пентапризме или на экране, снимите объектив и выньте экран.

Если же прямо отвечать на вопрос, то точки нужны для выбора по какой точке фокусируешься при использовании автофокуса. Соответственно для мануальных (с ручным фокусом) объективов они абсолютно бесполезны.

4.Возможно ли смещение фокуса, т.е. на экране будет все резко, а на матрице — не резко или такое невозможно ?

Да, такое возможно. Ведь фокусируетесь-то вы на глаз. Если экран будет искажать изображение, то и сфокусируетесь неверно. Например, это можно попробовать вставив фокусировочный экран другой стороной. С оригинальным экраном Canon такое не выйдет так как у него есть «ушки», а китайский — запросто.

5.Окажет ли фокусировочный экран влияние на экспозицию?

Да, другой фокусировочный экран окажет влияние на экспозамер так как датчик экспозамера находится за экраном. На профессиональных моделях камер и на canon 5d возможно выбрать в меню тип экрана, чтобы камера вводила поправку. На младших моделях такого, насколько я знаю, нет. Тут нужно нести в сервис на настройку, если сдвиг по экспозиции сильный. Или ориентироваться по гистограмме при неспешной съемке.

6.Будет ли фокусировочный экран рассеивать свет при экспозиции на матрицу или он закрыт зекралом ?

Не очень понял вопрос. Зеркалом он не закрыт при замере экспозиции тк за ним как раз расположен датчик экспозамера. В какой-то степени он, конечно, рассеивает свет, но в момент съемки он закрыт зеркалом.

фокусировочный экран в момент съемки закрыт зеркалом

7.Экран, какой фирмы лучше покупать ?

Лучше всего покупать экран фирмы-производителя камеры :) Но если такого экрана не предусмотрено (как, например, для Canon 5d или для младших моделей Canon), то для семейства Canon 5d рекомендуют японские экраны Haoda.

набор с фокусировочным экраном Haoda

Экран отличный, работает как заявлено до F5.6. Далее сложнее, но до F8 еще пользоваться можно на мануальном объективе. Набор от Haoda за последнее время очень потерял во внешнем виде (пластиковые щипчики превратились в китайские, коробка noname). Но это не главное, главное — качество экрана, а оно всё также на высоте.

Выступы на экране сделаны не очень качественно, но они есть и позволяют экрану не сползать, что важно. На китайском их вообще нет.

фокусировочный экран Haoda для 5D mark II

сравнение китайского фокусировочного экрана и экрана Haoda

У них есть и для остальных моделей, но довольно дорого. Для младших моделей лучше взять экран от katz eye. У katz eye нет фокусировочных экранов для Canon 5D.

Фокусировочный экран с микропризмой — для обычной фотосъемки. Матовый экран с кольцом из микропризм в центре.

Фокусировочный экран с клиньями. Для обычной фотосъемки. В центре экрана изображение будучи не в фокусе визуально разрезается на 2 части под 45 градусов. Эффективен для абсолютно точной фокусировки на объекте имеющем горизонтальные или вертикальные линии.

Фокусировочный экран с горизонтальными клиньями. Удобен для фокусировки на предмете с диагональными и вертикальными линиями. Также годится для обычной фотосъемки, где нужна абсолютно точная фокусировка.

Фокусировочный экран с клиньями и кольцом микропризмы/растра. Даёт 3 типа фокусировки: клинья, растр и матовый экран.

Полностью матовый экран. Удобен для работы с «тёмными» объективами и большими фокусными расстояниями или для макросъемки.

Матовый фокусировочный экран с сеткой. Удобен для контроля перспективы. В частности удобно использовать с макромехом или тилт-шифт ( tilt/shift) объективом для макросъемки.

Фокусировочный экран со шкалой-прицелом. Удобен для научной работы и макросъемки. Позволяет фокусироваться используя прозрачную центральную область или матовую поверхность вокруг. Шкала позволяет впоследствии определить размеры объекта фотосъемки. Деления нанесены с точностью 1мм.

Фокусировочный экран с клиньями и микрорастром, также снабжен меткой для записи информации. Удобен для научной работы. Позволяет заранее увидеть куда будет записана метка со специального устройства и заранее разместить её так, чтобы она была на контрастном с цветом теста фоне и попала на фон, а не на объект фотосъемки.

evtifeev.com

Что такое фокусировочный экран | Перископ

Фокусировочные экраны нужны для облегчения ручной фокусировки. Сейчас, в эпоху автофокусных объективов о них уже забыли, но раньше практически все фотоаппараты имели фокусировочный экран. В наше время, они актуальны среди любителей мануальной оптики, к которым отношусь и я.

На первом фото вы видите перепиленный фокусировочный экран с фотоаппарата Киев 19 на Nikon D3100

Написание данной статьи меня побудило то, что в интернете мало материалов на эту тему. А для меня она актуальна, т. к. стандартный фокусировочный экран на современных зеркальных фотоаппаратах расчитан на автофокусные объективы, и фокусируясь вручную, очень сложно быстро поймать резкость. А большинство сюжетов требуют скорости.

Принцип фокусировочного экрана состоит в том, что на матовой поверхности объекты в резкости становятся еще резче, а то что вне фокуса, становиться более размытым. Это позволяет лучше видеть какой объект в резкости. Фотографы, поняв этот принцип, начали его применять. Вначале фокусировочные экраны состояли лишь с матового стекла, но дальше для большего удобства их снабдили и круглой областью, состоящей из микропризм, и клиньев Додена.

Например фокусировочный экран фотоаппарата Киев 19 включает в себя матовое стекло, круг с микропризмами и клинья Додена. Это дает фотографу фокусироваться по любому удобном в его ситуации методу. Также, когда резкость есть, все три показателя будут об этом свидетельствовать. Такой подход дает меньше ошибок.

Существуют разные методы облегчения ручной фокусировки. Например в старших моделях фотоаппаратов Nikon есть звуковое подтверждение фокуса. Также на всех камерах Nikon, в нижнем левом углу есть зеленая точка, которая горит, когда объект в фокусе. Еще есть одуванчик Лушникова, который обеспечивает звуковое подтверждение фокуса на младших моделях.

Но все эти методы меня не устраивали. Первый по той причине, что у меня Nikon D3100, т. е. младшая модель, а на старшую переходить пока не собираюсь. Второй, не устроил тоже, т. к. данным методом я не смог обеспечить необходимую резкость, часто промазываю. Третий до того как я узнал про фокусировочный экран, был самым перспективным, но тратить деньги на одуванчик для каждого объектива, не очень то хочется. Я продолжал искать еще варианты.

Можно конечно фокусироваться в режиме LiveView, но опять таки, устаревшие модели фотоаппаратов, таких как Nikon D80 не имеют еще этой функции. Да и вообще, я больше привык работать с видоискателем.

Как-то случайно на форуме я вычитал про существование фокусировочных экранов. Я исследовал эту тему, и оказалось, что сейчас их производят всего несколько фирм. Самые надежные по отзывам оказалиcь американские KatzEye, но стоимость их экрана для моей модели составляет 160 баксов плюс пересылка. Есть еще китайские, они дешевле, но про них отзывы не очень хорошие. И еще как альтернатива, люди используют фокусировочные экраны со старых советских фотоаппаратов. Этот метод самый дешевый, но требует небольшой доработки. Я выбрал третий вариант. Процесс описал здесь.

 

Действительно ли нужен фокусировочный экран?

В большинстве случаев, да. Но он не всем подходит. Так, если у вас хорошее зрение и вы легко различаете в фокусе объект или нет, то вам он возможно он и не понадобится. Например мой брат больше любит, когда у него чистый видоискатель, без вспомогательных кругов и клиньев, и на промахи вроде не жалуется.

Существует также и недостаток, при закрытии диафрагмы свыше 5,6 микропризмы и клинья Додена темнеют, и наводить по ним резкость становится сложнее.

Для меня фокусировочный экран является очень ценным инструментом. Если объект, на который я навожу резкость, имеет линии (архитектура, надписи, антены и прочее), то я навожу резкость по клиньям Додена. Если же в кадре мягкие контуры, то тогда навожу по микропризмам Теперь я могу быстрее фокусироваться, и процент брака, гораздо уменьшился и составляет около 5%.

periscope.com.ua

Фокусировочный экран — Википедия

Фокусировочный экран, сменный фокусировочный экран — оптическая поверхность, которая служит для наблюдения и фокусировки действительного изображения, даваемого съёмочным объективом фотоаппарата или кинокамеры. Понятие вошло в употребление одновременно с появлением системных зеркальных фотоаппаратов, в которых фокусировочный экран выполнен как сменная деталь. Это позволило выбирать различные вспомогательные устройства фокусировки, такие как микрорастр и клинья Додена, наиболее подходящие к конкретным условиям съёмки, фокусному расстоянию и светосиле объектива. В профессиональной киносъёмочной аппаратуре с зеркальным обтюратором используется только матовое стекло (англ. Ground Glass)[П 1], которое в многоформатных камерах также выполняется сменным, но при этом служит для обозначения границ кадра разных кинематографических систем и разметки скрытого кашетирования[1].

Прообразом фокусировочного экрана может считаться матовое стекло крупноформатных камер, которое представляет собой плоскопараллельную стеклянную пластину, одна из поверхностей которой матирована. Стекло устанавливается на место кассеты с фотоплёнкой или фотопластинкой таким образом, чтобы положение матированной поверхности и фотоэмульсии совпадали. В этом случае объекты, отображаемые резко на матовом стекле, будут резкими и на фотоматериале. Вследствие направленного характера рассеяния света, яркость наблюдаемого изображения неравномерна, снижаясь к углам[2]. Это происходит из-за наклона световых пучков на краях кадра. На матовом стекле при этом отчётливо различимо «горячее пятно», представляющее собой размытое изображение выходного зрачка объектива[3]. Для того, чтобы рассмотреть изображение в углах такого матового стекла, приходится перемещать голову. Именно с низкой яркостью изображения видоискателя крупноформатных камер связан образ фотографа, накрывающегося тёмным покрывалом. Такой приём облегчал визирование, чрезвычайно трудное при ярком дневном свете.

В зеркальных фотоаппаратах для получения равномерной высокой яркости фокусировочного экрана 5 над ним располагается плоско-выпуклая коллективная линза 6, выполняющая функцию конденсора. Она строит изображение выходного зрачка объектива в плоскости окуляра 8, обеспечивая равномерную яркость по полю[4]. При этом свет от объектива используется наиболее эффективно, практически без потерь попадая в окуляр[5]. Впервые такое решение использовано в 1949 году в фотоаппарате «Contax S», оснащённом оборачивающей пентапризмой и коллективной линзой[3]. В киносъёмочных аппаратах, обладающих более сложным и громоздким устройством сопряжённого визира, используются две коллективные линзы, одна из которых размещена непосредственно над зеркальным обтюратором, а другая устанавливается в передней фокальной плоскости окуляра лупы[6]. В ранних зеркальных фотоаппаратах фокусировочный экран не был отдельной сменной деталью. Его функцию выполняла матированная нижняя поверхность коллективной линзы («Asahi Pentax», «Зенит»)[7].

В более современной фотоаппаратуре, кроме коллективной линзы, для уменьшения её кривизны и аберраций используется ступенчатая линза Френеля, плоская обратная поверхность которой матируется и снабжается вспомогательными фокусировочными устройствами[8]. Некоторые производители переворачивают линзу Френеля матовой поверхностью к окуляру, снижая заметность мешающей концентрической структуры[9]. При этом шаг между соседними кольцевыми зонами качественных линз составляет не более 0,03—0,05 мм[10]. В некоторых малоформатных и в большинстве среднеформатных зеркальных фотоаппаратов роль коллективной линзы полностью берёт на себя линза Френеля или нижняя грань пентапризмы («Hasselblad», «Киев-88», «Зенит-TTL», «Olympus OM-1»)[2][11]. Современные фокусировочные экраны представляют собой плоскую линзу Френеля, изготовленную методом горячего прессования из акрилата[2]. Замена фокусировочного экрана производится сверху при снятой пентапризме, или через отверстие байонета при снятом объективе, если видоискатель не обладает съёмной конструкцией[12].

В большинстве фотоаппаратов со сменной пентапризмой коллективная линза заменяется вместе с экраном, собранным с ней в общей металлической оправе, как это сделано в камерах «Алмаз-103», «Nikon F» или «Canon F-1»[13]. В последнем случае фокусировочный экран, кроме наводки на резкость выполняет функцию отбора света для встроенного TTL-экспонометра при помощи многослойного светопровода[14]. Единственным известным исключением из правила является «Pentax LX», в котором экраны заменяются со стороны объектива, несмотря на съёмный видоискатель. Аналогичным образом сменные экраны извлекаются из аппаратуры с жёстковстроенной пентапризмой («Nikon FA», «Pentax 645», «Canon EOS-1»), где коллективная линза выполняется несъёмной, а фокусировочный экран изготавливается без оправы. В этом случае в комплект каждого сменного экрана входит специальный пинцет, повышающий удобство замены. Способ замены через отверстие байонета удешевляет сменные экраны, поскольку используются общие коллективная линза и оправа. Последняя представляет собой откидную рамку в фотоаппарате над зеркалом[12].

Вспомогательные фокусировочные устройства[править | править код]

Изображение, наблюдаемое на комбинированном фокусировочном экране, одновременно снабжённом клиньями Додена и микрорастром. Вверху изображение не в фокусе, внизу сфокусировано

Основным типом фокусировочного экрана считается матированная поверхность стекла или линзы Френеля. От качества и структуры матовой поверхности зависят яркость изображения и удобство фокусировки[2]. Наиболее совершенное матирование получается при помощи лазера, впервые использованного для этого при изготовлении фокусировочных экранов фотоаппарата Canon New F-1[15]. Однако сложность визуальной фокусировки по матовой поверхности заставляет использовать в однообъективных зеркальных фотоаппаратах различные вспомогательные устройства, главными разновидностями которых считаются клинья Додена и микрорастр[16].

Первый тип позволяет использовать способ наводки, аналогичный дальномеру: контуры объектов, пересекающие клинья, выглядят смещёнными друг относительно друга, если объектив не сфокусирован[2][16]. Микрорастр представляет собой сетку из прозрачных микропирамид величиной порядка 0,03 мм, вершины которых совпадают с плоскостью точной фокусировки[2]. В случае, когда резкое изображение объекта съёмки не совпадает с вершинами растра, оно «рассыпается» на мелкие фрагменты, представляющие собой изображения граней пирамид. В обоих случаях отсутствие точной фокусировки заметно значительно лучше, чем на матовом стекле[16].

Клинья Додена и микрорастр обычно выполняются в виде центрального пятна посреди остальной матовой поверхности, предназначенной для фокусировки и определения глубины резкости, не отображаемой вспомогательными устройствами. Некоторые фокусировочные экраны целиком заполняются микрорастром, повышающим яркость изображения за счёт отсутствия светорассеяния[17][18]. Такие экраны пригодны только для некоторых видов съёмки, поскольку не отображают глубину резкости.

Наиболее универсальные комбинированные фокусировочные экраны одновременно содержат клинья, микропризмы и матированную поверхность. Главными недостатками фокусировочных приспособлений считается невозможность их использования с объективами, обладающими небольшой светосилой, и при рабочем значении диафрагмы. В большинстве случаев эффективная работа этих устройств возможна при относительном отверстии не ниже f/4. При дальнейшем уменьшении отверстия клинья и микрорастр выглядят, как чёрное пятно, и мешают визированию. Поэтому для съёмки объективами с низкой светосилой используются специальные фокусировочные экраны, чаще всего со сплошной матовой поверхностью.

Вспомогательные устройства наиболее актуальны в фотоаппаратах с ручной фокусировкой. В камерах с автофокусом их применение нецелесообразно, поэтому штатные фокусировочные экраны таких фотоаппаратов имеют равномерную матированную поверхность с разметкой различных зон, в том числе указывающих местонахождение датчиков системы автофокуса и зон точечного или центровзвешенного экспозамера. В камерах с несколькими датчиками автофокуса на фокусировочном экране могут отображаться световые метки выбранных или сработавших датчиков. При съёмке сменными объективами с ручной фокусировкой для повышения её точности устанавливается экран с клиньями Додена или микрорастром. Так, для фотоаппаратов серий Canon EOS-1V и Canon EOS-1D выпускаются экраны Ec-A с микрорастром и Ec-B с клиньями Додена. Для фотоаппарата Nikon F6 выпускаются аналогичные экраны типов A, J и L. Сменные фокусировочные экраны выпускаются также независимыми производителями, например, «KatzEye» и «Fresnel Optics» («Beattie Intenscreen»)[19][20][21]. Конструкция профессиональных цифровых зеркальных фотоаппаратов до сих пор позволяет менять фокусировочный экран, несмотря на наличие эффективного автофокуса. Это даёт возможность выбирать наиболее подходящий тип оптической поверхности для повышения удобства визирования и ручной фокусировки.

Сменные фокусировочные экраны могут быть как универсальными, так и узкоспециализированными, пригодными только для одного вида съёмки. В качестве штатного или несъёмного, как правило, используется наиболее универсальный экран. В неавтофокусных фотоаппаратах он содержит оба типа фокусировочных устройств и матированное поле. В редких случаях поверхность экрана не матируется, оставаясь прозрачной. Такие экраны дают более яркое изображение, облегчая визирование при низкой освещённости, но фокусировка по ним невозможна, и в центре они снабжаются клином или микрорастром. Экраны с нематированной прозрачной поверхностью без фокусировочных устройств пригодны только для специальных видов съёмки, таких как макросъёмка, микрофотография и эндоскопия, когда фокусировка производится по воздушному изображению. Для этого на поверхности таких экранов наносится тонкое перекрестие для точной аккомодации хрусталика фотографа.

Некоторые экраны снабжаются разметкой в виде сетки или шкалы. Такие приспособления особенно удобны при съёмке шифт-объективами. В этом случае сетка служит для контроля перспективных искажений, недопустимых в профессиональной архитектурной и интерьерной фотографии. Разные фокусировочные экраны обладают различным светопропусканием. При использовании TTL-экспонометра этот фактор имеет значение, поскольку в большинстве случаев измеряется яркость изображения на матовом стекле. Поэтому сменные экраны в случае нестандартной прозрачности маркируются для ввода экспокоррекции, компенсирующей возможную ошибку измерения. В некоторых случаях коррекция вводится в экспонометр автоматически при помощи механической связи: выступы и углубления на краях фокусировочного экрана при его установке нажимают на соответствующий переключатель.

Сменные фокусировочные экраны производятся и для крупноформатных камер с размером кадра до 11×14 дюймов. Такие экраны используются вместо штатного матового стекла и состоят из плоской линзы Френеля, значительно повышающей яркость наблюдаемого изображения и её равномерность[21].

  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.
  • Фомин А. В. Глава I. Фотоаппараты // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 32—41. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Саломатин С. А., Артишевская, И. Б., Гребенников О. Ф. 1. Профессиональная киносъёмочная аппаратура и тенденции её развития в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л.: Машиностроение, 1990. — С. 4—36. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4.
  • Canon New F-1 (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. — № 4/124. — С. 2—15.
  • П. Бояров Зеркальный видоискатель — плюсы и минусы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1979. — № 9. — С. 36, 37. — ISSN 0371-4284.
  • А. Трачун Фокусировочные экраны для зеркальных камер (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1981. — № 10. — С. 38—39. — ISSN 0371-4284.
  • П. Бояров Оперативность фокусировки (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 12. — С. 42. — ISSN 0371-4284.
  1. ↑ The Arri guide for ground glasses and exposed negative areas (англ.). Arri. Проверено 28 августа 2012. Архивировано 4 октября 2012 года.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 Фокусировочный экран (рус.). Конструкция фотоаппаратов. Научно-технический центр Красногорского завода им. С. А. Зверева. Проверено 1 марта 2014.
  3. ↑ 1 2 История «одноглазых» (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 11 апреля 2013. Архивировано 18 апреля 2013 года.
  4. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 33.
  5. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 16.
  6. ↑ Артишевская, 1990, с. 7.
  7. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 15.
  8. ↑ Советское фото №9, 1979, с. 36.
  9. ↑ Советское фото №12, 1988, с. 42.
  10. ↑ The Focusing Screens — Background Development Effort (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Проверено 21 апреля 2014.
  11. ↑ Б. Бакст У истоков системы OM (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. — № 6/126. — С. 8.
  12. ↑ 1 2 Советское фото №10, 1981, с. 39.
  13. ↑ Focusing Screens for Nikon F2 Series Bodies (англ.). Nikon F2 Series Models. Photography in Malaysia. Проверено 28 февраля 2014.
  14. ↑ Фотокурьер, 2007, с. 13.
  15. ↑ Фотокурьер, 2007, с. 8.
  16. ↑ 1 2 3 Общий курс фотографии, 1987, с. 35.
  17. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 57.
  18. ↑ Nikon F & F2 Focusing Screens (англ.). Camera Articles. Stephen Gandy's CameraQuest (26 November 2003). Проверено 10 марта 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  19. ↑ KatzEye Optics (англ.). KatzEye. Проверено 13 апреля 2014.
  20. ↑ Андрей Окороков. Фокусировочные экраны Katz Eye (рус.). Персональный блог. Проверено 13 апреля 2014.
  21. ↑ 1 2 Beattie Intenscreen (англ.). Reflexite. Проверено 13 апреля 2014.

ru.bywiki.com

Фокусировочный экран — WiKi

Конструкция

Прообразом фокусировочного экрана может считаться матовое стекло крупноформатных камер, которое представляет собой плоскопараллельную стеклянную пластину, одна из поверхностей которой матирована. Стекло устанавливается на место кассеты с фотоплёнкой или фотопластинкой таким образом, чтобы положение матированной поверхности и фотоэмульсии совпадали. В этом случае объекты, отображаемые резко на матовом стекле, будут резкими и на фотоматериале. Вследствие направленного характера рассеяния света, яркость наблюдаемого изображения неравномерна, снижаясь к углам[2]. Это происходит из-за наклона световых пучков на краях кадра. На матовом стекле при этом отчётливо различимо «горячее пятно», представляющее собой размытое изображение выходного зрачка объектива[3]. Для того, чтобы рассмотреть изображение в углах такого матового стекла, приходится перемещать голову. Именно с низкой яркостью изображения видоискателя крупноформатных камер связан образ фотографа, накрывающегося тёмным покрывалом. Такой приём облегчал визирование, чрезвычайно трудное при ярком дневном свете.

В зеркальных фотоаппаратах для получения равномерной высокой яркости фокусировочного экрана 5 над ним располагается плоско-выпуклая коллективная линза 6, выполняющая функцию конденсора. Она строит изображение выходного зрачка объектива в плоскости окуляра 8, обеспечивая равномерную яркость по полю[4]. При этом свет от объектива используется наиболее эффективно, практически без потерь попадая в окуляр[5]. Впервые такое решение использовано в 1949 году в фотоаппарате «Contax S», оснащённом оборачивающей пентапризмой и коллективной линзой[3]. В киносъёмочных аппаратах, обладающих более сложным и громоздким устройством сопряжённого визира, используются две коллективные линзы, одна из которых размещена непосредственно над зеркальным обтюратором, а другая устанавливается в передней фокальной плоскости окуляра лупы[6]. В ранних зеркальных фотоаппаратах фокусировочный экран не был отдельной сменной деталью. Его функцию выполняла матированная нижняя поверхность коллективной линзы («Asahi Pentax», «Зенит»)[7].

В более современной фотоаппаратуре, кроме коллективной линзы, для уменьшения её кривизны и аберраций используется ступенчатая линза Френеля, плоская обратная поверхность которой матируется и снабжается вспомогательными фокусировочными устройствами[8]. Некоторые производители переворачивают линзу Френеля матовой поверхностью к окуляру, снижая заметность мешающей концентрической структуры[9]. При этом шаг между соседними кольцевыми зонами качественных линз составляет не более 0,03—0,05 мм[10]. В некоторых малоформатных и в большинстве среднеформатных зеркальных фотоаппаратов роль коллективной линзы полностью берёт на себя линза Френеля или нижняя грань пентапризмы («Hasselblad», «Киев-88», «Зенит-TTL», «Olympus OM-1»)[2][11]. Современные фокусировочные экраны представляют собой плоскую линзу Френеля, изготовленную методом горячего прессования из акрилата[2]. Замена фокусировочного экрана производится сверху при снятой пентапризме, или через отверстие байонета при снятом объективе, если видоискатель не обладает съёмной конструкцией[12].

В большинстве фотоаппаратов со сменной пентапризмой коллективная линза заменяется вместе с экраном, собранным с ней в общей металлической оправе, как это сделано в камерах «Алмаз-103», «Nikon F» или «Canon F-1»[13]. В последнем случае фокусировочный экран, кроме наводки на резкость выполняет функцию отбора света для встроенного TTL-экспонометра при помощи многослойного светопровода[14]. Единственным известным исключением из правила является «Pentax LX», в котором экраны заменяются со стороны объектива, несмотря на съёмный видоискатель. Аналогичным образом сменные экраны извлекаются из аппаратуры с жёстковстроенной пентапризмой («Nikon FA», «Pentax 645», «Canon EOS-1»), где коллективная линза выполняется несъёмной, а фокусировочный экран изготавливается без оправы. В этом случае в комплект каждого сменного экрана входит специальный пинцет, повышающий удобство замены. Способ замены через отверстие байонета удешевляет сменные экраны, поскольку используются общие коллективная линза и оправа. Последняя представляет собой откидную рамку в фотоаппарате над зеркалом[12].

Вспомогательные фокусировочные устройства

  Изображение, наблюдаемое на комбинированном фокусировочном экране, одновременно снабжённом клиньями Додена и микрорастром. Вверху изображение не в фокусе, внизу сфокусировано

Основным типом фокусировочного экрана считается матированная поверхность стекла или линзы Френеля. От качества и структуры матовой поверхности зависят яркость изображения и удобство фокусировки[2]. Наиболее совершенное матирование получается при помощи лазера, впервые использованного для этого при изготовлении фокусировочных экранов фотоаппарата Canon New F-1[15]. Однако сложность визуальной фокусировки по матовой поверхности заставляет использовать в однообъективных зеркальных фотоаппаратах различные вспомогательные устройства, главными разновидностями которых считаются клинья Додена и микрорастр[16].

Первый тип позволяет использовать способ наводки, аналогичный дальномеру: контуры объектов, пересекающие клинья, выглядят смещёнными друг относительно друга, если объектив не сфокусирован[2][16]. Микрорастр представляет собой сетку из прозрачных микропирамид величиной порядка 0,03 мм, вершины которых совпадают с плоскостью точной фокусировки[2]. В случае, когда резкое изображение объекта съёмки не совпадает с вершинами растра, оно «рассыпается» на мелкие фрагменты, представляющие собой изображения граней пирамид. В обоих случаях отсутствие точной фокусировки заметно значительно лучше, чем на матовом стекле[16].

Клинья Додена и микрорастр обычно выполняются в виде центрального пятна посреди остальной матовой поверхности, предназначенной для фокусировки и определения глубины резкости, не отображаемой вспомогательными устройствами. Некоторые фокусировочные экраны целиком заполняются микрорастром, повышающим яркость изображения за счёт отсутствия светорассеяния[17][18]. Такие экраны пригодны только для некоторых видов съёмки, поскольку не отображают глубину резкости.

Наиболее универсальные комбинированные фокусировочные экраны одновременно содержат клинья, микропризмы и матированную поверхность. Главными недостатками фокусировочных приспособлений считается невозможность их использования с объективами, обладающими небольшой светосилой, и при рабочем значении диафрагмы. В большинстве случаев эффективная работа этих устройств возможна при относительном отверстии не ниже f/4. При дальнейшем уменьшении отверстия клинья и микрорастр выглядят, как чёрное пятно, и мешают визированию. Поэтому для съёмки объективами с низкой светосилой используются специальные фокусировочные экраны, чаще всего со сплошной матовой поверхностью.

Вспомогательные устройства наиболее актуальны в фотоаппаратах с ручной фокусировкой. В камерах с автофокусом их применение нецелесообразно, поэтому штатные фокусировочные экраны таких фотоаппаратов имеют равномерную матированную поверхность с разметкой различных зон, в том числе указывающих местонахождение датчиков системы автофокуса и зон точечного или центровзвешенного экспозамера. В камерах с несколькими датчиками автофокуса на фокусировочном экране могут отображаться световые метки выбранных или сработавших датчиков. При съёмке сменными объективами с ручной фокусировкой для повышения её точности устанавливается экран с клиньями Додена или микрорастром. Так, для фотоаппаратов серий Canon EOS-1V и Canon EOS-1D выпускаются экраны Ec-A с микрорастром и Ec-B с клиньями Додена. Для фотоаппарата Nikon F6 выпускаются аналогичные экраны типов A, J и L. Сменные фокусировочные экраны выпускаются также независимыми производителями, например, «KatzEye» и «Fresnel Optics» («Beattie Intenscreen»)[19][20][21]. Конструкция профессиональных цифровых зеркальных фотоаппаратов до сих пор позволяет менять фокусировочный экран, несмотря на наличие эффективного автофокуса. Это даёт возможность выбирать наиболее подходящий тип оптической поверхности для повышения удобства визирования и ручной фокусировки.

Разновидности экранов

Сменные фокусировочные экраны могут быть как универсальными, так и узкоспециализированными, пригодными только для одного вида съёмки. В качестве штатного или несъёмного, как правило, используется наиболее универсальный экран. В неавтофокусных фотоаппаратах он содержит оба типа фокусировочных устройств и матированное поле. В редких случаях поверхность экрана не матируется, оставаясь прозрачной. Такие экраны дают более яркое изображение, облегчая визирование при низкой освещённости, но фокусировка по ним невозможна, и в центре они снабжаются клином или микрорастром. Экраны с нематированной прозрачной поверхностью без фокусировочных устройств пригодны только для специальных видов съёмки, таких как макросъёмка, микрофотография и эндоскопия, когда фокусировка производится по воздушному изображению. Для этого на поверхности таких экранов наносится тонкое перекрестие для точной аккомодации хрусталика фотографа.

Некоторые экраны снабжаются разметкой в виде сетки или шкалы. Такие приспособления особенно удобны при съёмке шифт-объективами. В этом случае сетка служит для контроля перспективных искажений, недопустимых в профессиональной архитектурной и интерьерной фотографии. Разные фокусировочные экраны обладают различным светопропусканием. При использовании TTL-экспонометра этот фактор имеет значение, поскольку в большинстве случаев измеряется яркость изображения на матовом стекле. Поэтому сменные экраны в случае нестандартной прозрачности маркируются для ввода экспокоррекции, компенсирующей возможную ошибку измерения. В некоторых случаях коррекция вводится в экспонометр автоматически при помощи механической связи: выступы и углубления на краях фокусировочного экрана при его установке нажимают на соответствующий переключатель.

Сменные фокусировочные экраны производятся и для крупноформатных камер с размером кадра до 11×14 дюймов. Такие экраны используются вместо штатного матового стекла и состоят из плоской линзы Френеля, значительно повышающей яркость наблюдаемого изображения и её равномерность[21].

См. также

Примечания

Источники

  1. ↑ The Arri guide for ground glasses and exposed negative areas (англ.). Arri. Проверено 28 августа 2012. Архивировано из первоисточника на WebCite 4 октября 2012 года.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 Фокусировочный экран (рус.). Конструкция фотоаппаратов. Научно-технический центр Красногорского завода им. С. А. Зверева. Проверено 1 марта 2014.
  3. ↑ 1 2 История «одноглазых» (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 11 апреля 2013. Архивировано из первоисточника на WebCite 18 апреля 2013 года.
  4. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 33.
  5. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 16.
  6. ↑ Артишевская, 1990, с. 7.
  7. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 15.
  8. ↑ Советское фото №9, 1979, с. 36.
  9. ↑ Советское фото №12, 1988, с. 42.
  10. ↑ The Focusing Screens — Background Development Effort (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Проверено 21 апреля 2014.
  11. ↑ Б. Бакст У истоков системы OM (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. — № 6/126. — С. 8.
  12. ↑ 1 2 Советское фото №10, 1981, с. 39.
  13. ↑ Focusing Screens for Nikon F2 Series Bodies (англ.). Nikon F2 Series Models. Photography in Malaysia. Проверено 28 февраля 2014.
  14. ↑ Фотокурьер, 2007, с. 13.
  15. ↑ Фотокурьер, 2007, с. 8.
  16. ↑ 1 2 3 Общий курс фотографии, 1987, с. 35.
  17. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 57.
  18. ↑ Nikon F & F2 Focusing Screens (англ.). Camera Articles. Stephen Gandy's CameraQuest (26 November 2003). Проверено 10 марта 2013. Архивировано из первоисточника на WebCite 13 марта 2013 года.
  19. ↑ KatzEye Optics (англ.). KatzEye. Проверено 13 апреля 2014.
  20. ↑ Андрей Окороков. Фокусировочные экраны Katz Eye (рус.). Персональный блог. Проверено 13 апреля 2014.
  21. ↑ 1 2 Beattie Intenscreen (англ.). Reflexite. Проверено 13 апреля 2014.

Литература

  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.
  • Фомин А. В. Глава I. Фотоаппараты // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 32—41. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Саломатин С. А., Артишевская, И. Б., Гребенников О. Ф. 1. Профессиональная киносъёмочная аппаратура и тенденции её развития в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л.: Машиностроение, 1990. — С. 4—36. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4.
  • Canon New F-1 (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. — № 4/124. — С. 2—15.
  • П. Бояров Зеркальный видоискатель — плюсы и минусы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1979. — № 9. — С. 36, 37. — ISSN 0371-4284.
  • А. Трачун Фокусировочные экраны для зеркальных камер (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1981. — № 10. — С. 38—39. — ISSN 0371-4284.

Ссылки

ru-wiki.org

Юстировка фокусировочного экрана на Canon EOS 5D mark II

Немногие пользователи зеркальных фотокамер стали счастливыми после замены стандартных фокусировочных экранов для работы с мануальной оптикой. Проблема заключается в том, что при наводке на резкость через видоискатель и достигнув требуемого результата, полученное изображение в итоге выглядит размытым.

Тут начинается легкая паника, отсутствие здорового сна и плохое настроение. Столкнулся с подобной проблемой получаемых снимков, но до этого никогда не придавал этому значения, хотя иной раз посещали мысли о том, что легкий недолет до снимаемого объекта имеет место быть.

Напишу подробнее и для примера возьмем популярную фотокамеру Canon EOS 5D mark II, которая имеет возможность смены фокусировочных экранов (далее - ФЭ). Существует их 3 вида, если брать только оригинальные от Canon (также выпускаются сторонние ФЭ разных производителей):

1. EG-A: стандартной точности с матированием. Является стандартным ФЭ, который входит в комплект поставки с камерой.

2. EG-S*: сверхточный с матированием, упрощающий ручную фокусировку по сравнению с ФЭ EG-A. Удобен для пользователей, в основном использующих ручную фокусировку.

3. EG-D: точный с матированием и сеткой. Представляет собой экран EG-A с нанесенной сеткой. Упрощает выравнивание горизонтальных и вертикальных линий (например, при съемке пейзажей или архитектуры).

* О сверхточном экране с матированием EG-S и светосиле объектива: данный ФЭ оптимизирован для объективов со светосилой f/2.8 или выше. Если светосила объектива меньше f/2.8, видоискатель выглядит более темным, чем с экраном EG-A.

Далее воспользуемся приведенной ниже схемой на которой видно, что фокусировочный экран (YN2-3558) устанавливается в специальную рамку (CF1-5266), находящейся над зеркалом. Над ФЭ расположены специальные рамки (CB3-2850), которые как раз-таки и обеспечивают юстировку, то есть либо отдаляют, либо приближают ФЭ к объективу.Внизу слева на схеме приведены значения толщины детали CB3-2850, которая нас и интересует.

Для понятия всего процесса посмотрим на две фотографии ниже:

1. Здесь представлен ФЭ, который закреплен защелкой посередине. Обратите внимание на два маленьких черных винта справа и слева:

2. Если эти два винта открутить, то увидим следующее:

Рассмотрим ситуацию, когда требуется юстировка фокусировочного экрана. Перед Вами находится снимаемый объект, например, модель. В фотокамере установлен ФЭ EG-S, одет объектив Canon 85/1.2L II, режим фокусировки MF (ручной), вы наводите резкость на глаза через видоискатель (далее - ВИ), отчетливо их видите, нажимаете кнопку "Спуск" и смотрите полученный результат. Почему-то резким получился нос или, наоборот, уши. Модель уверяет Вас, что была неподвижна - еще дубль, тот же результат. Пробуем через LiveView (далее - LV) - все отлично!

Скорее всего неправильно установлен ФЭ. Что делать? Теперь стоит проверить более тщательно, чтобы исключить человеческий фактор, в примере выше - это шевеление модели. Надежно установим фотокамеру на штатив, затем выполним следующие действия:

1. Уважаемые читатели данной статьи! Ее автор, то есть я, только отрабатывает данную методику, поэтому любые Ваши замечания и пожелания я убедительно прошу писать в комментариях, так мы поможем не одному десятку фотолюбителей. Спасибо.

2. Данный тест я провожу с камерой Canon EOS 5D mark II, ФЭ - EG-S, объектив - Canon 35/1.4L.

3. Итак, начнем. Для начала нам необходимо убедиться, совпадает ли риска Бесконечности на шкале расстояний объектива с наводкой на резкость через ВИ. Для этого ставим штатив с камерой, например, у окна и фокусируемся на самый дальний объект. Как только самый дальний микрорайон Вашего любимого города станет отчетливо видимым, взгляните на шкалу расстояний. В моем случае риска Бесконечность находится самую малость раньше, но этого достаточно, чтобы получаемое изображение уже было не резким.

4. Далее проделываем ту же самую процедуру, но только через LV и десятикратным увеличением. Здесь все отлично, риска Бесконечность идеально совпадает с меткой на шкале расстояний объектива.

5. Как Вы уже поняли, этой разницы в показаниях быть не должно. Делаем следующие выводы:

5.1 Если через ВИ резкими видим предметы ДО объекта фокусировки, то требуется ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА юстировочных рамок (CB3-2850, смотрим схему выше).

5.2 Если через ВИ резкими видим предметы ЗА объектом фокусировки, то требуется, наоборот, УБРАТЬ юстировочные рамки (CB3-2850).

В дополнение к написанному выше рассмотрим еще один вариант. Суть метода заключается в следующем:

1. Вы открываете на весь экран монитора компьютера специальную миру.

2. Ставите камеру на штатив перпендикулярно плоскости монитора.

3. Максимально открываете диафрагму и наводите резкость через видоискатель. Данная мира поможет вам сделать это без особого труда.

4. Далее, не трогая (!) кольца фокусировки объектива, включаем Live View и смотрим на экран монитора.

5. Если мира не резкая, значит, есть проблемы с установкой ФЭ.

6. Это и есть та самая мира, с помощью которой ищем возможную проблему:

(Изображение кликабельно, нажмите на него и оно откроется в новой вкладке).

Продолжение следует...

Спасибо за добавление этой статьи в:

dimanes.livejournal.com

Фокусировочный экран — Википедия

Прообразом фокусировочного экрана может считаться матовое стекло крупноформатных камер, которое представляет собой плоскопараллельную стеклянную пластину, одна из поверхностей которой матирована. Стекло устанавливается на место кассеты с фотоплёнкой или фотопластинкой таким образом, чтобы положение матированной поверхности и фотоэмульсии совпадали. В этом случае объекты, отображаемые резко на матовом стекле, будут резкими и на фотоматериале. Вследствие направленного характера рассеяния света, яркость наблюдаемого изображения неравномерна, снижаясь к углам[2]. Это происходит из-за наклона световых пучков на краях кадра. На матовом стекле при этом отчётливо различимо «горячее пятно», представляющее собой размытое изображение выходного зрачка объектива[3]. Для того, чтобы рассмотреть изображение в углах такого матового стекла, приходится перемещать голову. Именно с низкой яркостью изображения видоискателя крупноформатных камер связан образ фотографа, накрывающегося тёмным покрывалом. Такой приём облегчал визирование, чрезвычайно трудное при ярком дневном свете.

В зеркальных фотоаппаратах для получения равномерной высокой яркости фокусировочного экрана 5 над ним располагается плоско-выпуклая коллективная линза 6, выполняющая функцию конденсора. Она строит изображение выходного зрачка объектива в плоскости окуляра 8, обеспечивая равномерную яркость по полю[4]. При этом свет от объектива используется наиболее эффективно, практически без потерь попадая в окуляр[5]. Впервые такое решение использовано в 1949 году в фотоаппарате «Contax S», оснащённом оборачивающей пентапризмой и коллективной линзой[3]. В киносъёмочных аппаратах, обладающих более сложным и громоздким устройством сопряжённого визира, используются две коллективные линзы, одна из которых размещена непосредственно над зеркальным обтюратором, а другая устанавливается в передней фокальной плоскости окуляра лупы[6]. В ранних зеркальных фотоаппаратах фокусировочный экран не был отдельной сменной деталью. Его функцию выполняла матированная нижняя поверхность коллективной линзы («Asahi Pentax», «Зенит»)[7].

В более современной фотоаппаратуре, кроме коллективной линзы, для уменьшения её кривизны и аберраций используется ступенчатая линза Френеля, плоская обратная поверхность которой матируется и снабжается вспомогательными фокусировочными устройствами[8]. Некоторые производители переворачивают линзу Френеля матовой поверхностью к окуляру, снижая заметность мешающей концентрической структуры[9]. При этом шаг между соседними кольцевыми зонами качественных линз составляет не более 0,03—0,05 мм[10]. В некоторых малоформатных и в большинстве среднеформатных зеркальных фотоаппаратов роль коллективной линзы полностью берёт на себя линза Френеля или нижняя грань пентапризмы («Hasselblad», «Киев-88», «Зенит-TTL», «Olympus OM-1»)[2][11]. Современные фокусировочные экраны представляют собой плоскую линзу Френеля, изготовленную методом горячего прессования из акрилата[2]. Замена фокусировочного экрана производится сверху при снятой пентапризме, или через отверстие байонета при снятом объективе, если видоискатель не обладает съёмной конструкцией[12].

В большинстве фотоаппаратов со сменной пентапризмой коллективная линза заменяется вместе с экраном, собранным с ней в общей металлической оправе, как это сделано в камерах «Алмаз-103», «Nikon F» или «Canon F-1»[13]. В последнем случае фокусировочный экран, кроме наводки на резкость выполняет функцию отбора света для встроенного TTL-экспонометра при помощи многослойного светопровода[14]. Единственным известным исключением из правила является «Pentax LX», в котором экраны заменяются со стороны объектива, несмотря на съёмный видоискатель. Аналогичным образом сменные экраны извлекаются из аппаратуры с жёстковстроенной пентапризмой («Nikon FA», «Pentax 645», «Canon EOS-1»), где коллективная линза выполняется несъёмной, а фокусировочный экран изготавливается без оправы. В этом случае в комплект каждого сменного экрана входит специальный пинцет, повышающий удобство замены. Способ замены через отверстие байонета удешевляет сменные экраны, поскольку используются общие коллективная линза и оправа. Последняя представляет собой откидную рамку в фотоаппарате над зеркалом[12].

Вспомогательные фокусировочные устройстваПравить

  Изображение, наблюдаемое на комбинированном фокусировочном экране, одновременно снабжённом клиньями Додена и микрорастром. Вверху изображение не в фокусе, внизу сфокусировано

Основным типом фокусировочного экрана считается матированная поверхность стекла или линзы Френеля. От качества и структуры матовой поверхности зависят яркость изображения и удобство фокусировки[2]. Наиболее совершенное матирование получается при помощи лазера, впервые использованного для этого при изготовлении фокусировочных экранов фотоаппарата Canon New F-1[15]. Однако сложность визуальной фокусировки по матовой поверхности заставляет использовать в однообъективных зеркальных фотоаппаратах различные вспомогательные устройства, главными разновидностями которых считаются клинья Додена и микрорастр[16].

Первый тип позволяет использовать способ наводки, аналогичный дальномеру: контуры объектов, пересекающие клинья, выглядят смещёнными друг относительно друга, если объектив не сфокусирован[2][16]. Микрорастр представляет собой сетку из прозрачных микропирамид величиной порядка 0,03 мм, вершины которых совпадают с плоскостью точной фокусировки[2]. В случае, когда резкое изображение объекта съёмки не совпадает с вершинами растра, оно «рассыпается» на мелкие фрагменты, представляющие собой изображения граней пирамид. В обоих случаях отсутствие точной фокусировки заметно значительно лучше, чем на матовом стекле[16].

Клинья Додена и микрорастр обычно выполняются в виде центрального пятна посреди остальной матовой поверхности, предназначенной для фокусировки и определения глубины резкости, не отображаемой вспомогательными устройствами. Некоторые фокусировочные экраны целиком заполняются микрорастром, повышающим яркость изображения за счёт отсутствия светорассеяния[17][18]. Такие экраны пригодны только для некоторых видов съёмки, поскольку не отображают глубину резкости.

Наиболее универсальные комбинированные фокусировочные экраны одновременно содержат клинья, микропризмы и матированную поверхность. Главными недостатками фокусировочных приспособлений считается невозможность их использования с объективами, обладающими небольшой светосилой, и при рабочем значении диафрагмы. В большинстве случаев эффективная работа этих устройств возможна при относительном отверстии не ниже f/4. При дальнейшем уменьшении отверстия клинья и микрорастр выглядят, как чёрное пятно, и мешают визированию. Поэтому для съёмки объективами с низкой светосилой используются специальные фокусировочные экраны, чаще всего со сплошной матовой поверхностью.

Вспомогательные устройства наиболее актуальны в фотоаппаратах с ручной фокусировкой. В камерах с автофокусом их применение нецелесообразно, поэтому штатные фокусировочные экраны таких фотоаппаратов имеют равномерную матированную поверхность с разметкой различных зон, в том числе указывающих местонахождение датчиков системы автофокуса и зон точечного или центровзвешенного экспозамера. В камерах с несколькими датчиками автофокуса на фокусировочном экране могут отображаться световые метки выбранных или сработавших датчиков. При съёмке сменными объективами с ручной фокусировкой для повышения её точности устанавливается экран с клиньями Додена или микрорастром. Так, для фотоаппаратов серий Canon EOS-1V и Canon EOS-1D выпускаются экраны Ec-A с микрорастром и Ec-B с клиньями Додена. Для фотоаппарата Nikon F6 выпускаются аналогичные экраны типов A, J и L. Сменные фокусировочные экраны выпускаются также независимыми производителями, например, «KatzEye» и «Fresnel Optics» («Beattie Intenscreen»)[19][20][21]. Конструкция профессиональных цифровых зеркальных фотоаппаратов до сих пор позволяет менять фокусировочный экран, несмотря на наличие эффективного автофокуса. Это даёт возможность выбирать наиболее подходящий тип оптической поверхности для повышения удобства визирования и ручной фокусировки.

Разновидности экрановПравить

Сменные фокусировочные экраны могут быть как универсальными, так и узкоспециализированными, пригодными только для одного вида съёмки. В качестве штатного или несъёмного, как правило, используется наиболее универсальный экран. В неавтофокусных фотоаппаратах он содержит оба типа фокусировочных устройств и матированное поле. В редких случаях поверхность экрана не матируется, оставаясь прозрачной. Такие экраны дают более яркое изображение, облегчая визирование при низкой освещённости, но фокусировка по ним невозможна, и в центре они снабжаются клином или микрорастром. Экраны с нематированной прозрачной поверхностью без фокусировочных устройств пригодны только для специальных видов съёмки, таких как макросъёмка, микрофотография и эндоскопия, когда фокусировка производится по воздушному изображению. Для этого на поверхности таких экранов наносится тонкое перекрестие для точной аккомодации хрусталика фотографа.

Некоторые экраны снабжаются разметкой в виде сетки или шкалы. Такие приспособления особенно удобны при съёмке шифт-объективами. В этом случае сетка служит для контроля перспективных искажений, недопустимых в профессиональной архитектурной и интерьерной фотографии. Разные фокусировочные экраны обладают различным светопропусканием. При использовании TTL-экспонометра этот фактор имеет значение, поскольку в большинстве случаев измеряется яркость изображения на матовом стекле. Поэтому сменные экраны в случае нестандартной прозрачности маркируются для ввода экспокоррекции, компенсирующей возможную ошибку измерения. В некоторых случаях коррекция вводится в экспонометр автоматически при помощи механической связи: выступы и углубления на краях фокусировочного экрана при его установке нажимают на соответствующий переключатель.

Сменные фокусировочные экраны производятся и для крупноформатных камер с размером кадра до 11×14 дюймов. Такие экраны используются вместо штатного матового стекла и состоят из плоской линзы Френеля, значительно повышающей яркость наблюдаемого изображения и её равномерность[21].

  • М. Я. Шульман. Фотоаппараты / Т. Г. Филатова. — Л.,: «Машиностроение», 1984. — 142 с.
  • Фомин А. В. Глава I. Фотоаппараты // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 32—41. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Саломатин С. А., Артишевская, И. Б., Гребенников О. Ф. 1. Профессиональная киносъёмочная аппаратура и тенденции её развития в СССР // Профессиональная киносъёмочная аппаратура / Т. Г. Филатова. — 1-е изд. — Л.: Машиностроение, 1990. — С. 4—36. — 288 с. — ISBN 5-217-00900-4.
  • Canon New F-1 (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. — № 4/124. — С. 2—15.
  • П. Бояров Зеркальный видоискатель — плюсы и минусы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1979. — № 9. — С. 36, 37. — ISSN 0371-4284.
  • А. Трачун Фокусировочные экраны для зеркальных камер (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1981. — № 10. — С. 38—39. — ISSN 0371-4284.
  • П. Бояров Оперативность фокусировки (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 12. — С. 42. — ISSN 0371-4284.
  1. ↑ The Arri guide for ground glasses and exposed negative areas (англ.). Arri. Проверено 28 августа 2012. Архивировано 4 октября 2012 года.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 6 Фокусировочный экран (рус.). Конструкция фотоаппаратов. Научно-технический центр Красногорского завода им. С. А. Зверева. Проверено 1 марта 2014.
  3. ↑ 1 2 История «одноглазых» (рус.). Статьи. PHOTOESCAPE. Проверено 11 апреля 2013. Архивировано 18 апреля 2013 года.
  4. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 33.
  5. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 16.
  6. ↑ Артишевская, 1990, с. 7.
  7. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 15.
  8. ↑ Советское фото №9, 1979, с. 36.
  9. ↑ Советское фото №12, 1988, с. 42.
  10. ↑ The Focusing Screens — Background Development Effort (англ.). Modern Classic SLRs Series. Photography in Malaysia. Проверено 21 апреля 2014.
  11. ↑ Б. Бакст У истоков системы OM (рус.) // «Фотокурьер» : журнал. — 2007. — № 6/126. — С. 8.
  12. ↑ 1 2 Советское фото №10, 1981, с. 39.
  13. ↑ Focusing Screens for Nikon F2 Series Bodies (англ.). Nikon F2 Series Models. Photography in Malaysia. Проверено 28 февраля 2014.
  14. ↑ Фотокурьер, 2007, с. 13.
  15. ↑ Фотокурьер, 2007, с. 8.
  16. ↑ 1 2 3 Общий курс фотографии, 1987, с. 35.
  17. ↑ Фотоаппараты, 1984, с. 57.
  18. ↑ Nikon F & F2 Focusing Screens (англ.). Camera Articles. Stephen Gandy's CameraQuest (26 November 2003). Проверено 10 марта 2013. Архивировано 13 марта 2013 года.
  19. ↑ KatzEye Optics (англ.). KatzEye. Проверено 13 апреля 2014.
  20. ↑ Андрей Окороков. Фокусировочные экраны Katz Eye (рус.). Персональный блог. Проверено 13 апреля 2014.
  21. ↑ 1 2 Beattie Intenscreen (англ.). Reflexite. Проверено 13 апреля 2014.

ru-m.wiki.ng

Замена фокусировочного экрана | БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

Вопрос использования объективов без автофокуса я не буду рассматривать в данной статье, но кратко скажу, что одни из самых лучших объективов, Carl Zeiss, не имеют автофокуса. И вполне оправдано, так как при открытой диафрагме (1.4-1.8) автофокус безбожно врёт из-за того, что он настроен на работу с диафрагмой 5.6. При смене значения диафрагмы фокус смещается. Особенно это заметно при малой ГРИП (глубине резкости).

Если вы любите или просто вынуждены пользоваться объективами без автофокуса, то вот мои рекомендации.

Для начала стоит обзавестись специальным фокусировочным экраном.

update 21.11.2013На Canon 5D mark III и на Canon 7D тоже можно заменить фокусировочный экран, несмотря на то, что Canon считает, что экран несменный.

Так, у Canon есть два самых популярных типа фокусировочных экранов:

— фокусировочный экран Eg-S (матированный)

фокусировочный экран Eg-S (матированный)

— фокусировочный экран Eg-D (с сеткой золотого сечения)

фокусировочный экран Eg-D (с сеткой золотого сечения)

Выбор экрана на ваш вкус. Для макросъемки рекомендуют Eg-S.

Третий вид экрана —

фокусировочный экран с клиньями Додена.

фокусировочный экран с клиньями Додена

фокусировочный экран с клиньями Додена

Процитирую Википедию так как лучше не напишешь:

"Некоторые фокусировочные экраны оснащены клиньями Додена, которые визуально выглядят как окружность разделённая линией на две части. Объект в области клиньев выглядит всегда резким. Однако если фокусировка произведена неправильно, то линии объекта пересекающие линию клина выглядят разорваными, а их половинки разъехавшимися друг от друга. При верной фокусировке объект выглядит цельным. Клинья бывают вертикальнми, горизонтальными или диагональными.

Некоторые фокусировочные экраны сочетают в себе и клинья и микропризмы. К отрицательным качествам микропризм и клиньев относится невозможность их применения для слабоосвещенных сцен или при сильном диафрагмировании объектива. Так, например, уже при относительном отверстии объектива f/5,6 фокусировка по клиньям затруднительна. В таких случаях рекомендуется наводить на резкость по матовому полю фокусировочного экрана."

А теперь видео

как вставить фокусировочный экран

Китайский фокусировочный экран с горизонтальным клином Додена

этот рычажок чуть-чуть нежно вверх и держалка экрана отвалится вниз вместе с экраном. все абсолютно безопасно

Хорошим дополнением к фокусировочному экрану может случить увеличивающий видоискатель.

увеличитель видоискателя kpc 1.3x

Описание увеличителя видоискателя TENPA 1.36x Magnifying Eyepiece

автор: http://vicnaum.livejournal.com/685137.html#cutid1

TENPA 1.36x Magnifying Eyepiece

резиновые наглазники-насадки могут быть разными.

tenpa 1.36x

Увеличивает изображение в видоискателе (согласно спецификации) в 1.36 раза, при этом вся служебная информация видимая в видоискатель до этого сохраняется.

увеличитель видоискателя TENPA 1.36x

комплект: сама увеличивающая насадка, переходник к кенону, простая короткая резинка, большая резинка-аля-наглазник.

впечатления автора заметки о Тенпа 1.36

автор: http://vicnaum.livejournal.com/685137.html#cutid1

«Впечатления офигенные — не представляю, как я раньше жил без него. Ведь оптика вся у меня мануальная, и даже фокусировочный экран с клиньями и микрорастром не всегда помогал.

Камера 300D. То бишь экранчик там — совсем микроскопический. Один раз я снимал тенпу с него, чтобы переставить на 5D — там вообще огромнейший мир перед глазами открылся. Еще даже больше, чем у старых хваленых пленочных пентаксов.А когда потом заглянул в свой 300D без тенпы — ужаснулся, настолько мелкое окно в мир там было. После 5D, да еще и с тенпой, в обычном 300D я увидел маааааленький „квадратик“ на черном фоне. Как в темнице :-)

Но это лирика. На практике — углы изображения не кропятся, не виньетируются. Всё видно.Но нужно глазом «аж туда» влезать, чтобы эффект действительно был и совсем уж ничего не обрезалось. Т.е. людям в очках будет сложно.

Из-за этого пристального втыкания глазом он еще иногда запотевает. Это сразу не заметно, разница почти не ощущается, но потом понимаешь, что если протереть — то станет лучше видно. Особенно это касается микрорастра и малоконтрастных объектов в контровом свете.

Если глазом не прижиматься, изображение, конечно же, чуть меньше (т.к. глаз от аппарата дальше, физика, пятый класс) и обрезаются края камерных циферблатов, хотя сам кадр еще вроде как влазит. Но обычно я ради стабилизации камеры всё равно вдавливаю в неё глаз, чтобы было меньше шевеленки.

Одним словом, я не жалею, что взял этот девайс, т.к. без него я мазал гораздо чаще, а с ним теперь вижу каждый треугольничек микрорастра.Хотя в сложных условиях иногда всё равно мажу. В темноте например, или на малоконтрастных объектах в контровом свете, как писал выше.

Для медленных и неспешных съемок, типа студийных портретов, предметки или пейзажки — я бы еще взял какой-нибудь Seagull 1-3.3x в добавок к этой тенпе.Там правда будет лишь два варианта — или полный кадр без увеличения на 1х или увеличение 3.3х, но видно будет только увеличенный центр.Зато я представляю насколько круто и точно на 3.3х будет наводиться на фокус.

Но, для портретной, свадебной, и другой быстрой съемки Seagull 1-3.3x будет слабо применим, т.к. постоянно переключать туда-сюда — третью руку надо, и дополнительное время. Поэтому здесь как раз Tenpa 1.36x вне конкуренции, т.к. не обрезает ничего.

Всё вышеописанное касается моего 1.6-кропнутого 300D.На полнокадровой камере, думается, хватит и одной тенпы 1.36х, т.к. там всё-таки изображение в видоискателе само по себе по-больше.»

Tenpa 1.36x без резинки-наглазника, на камере

увеличитель видоискателя Tenpa 1.36x с маленькой резинкой-наглазником, на камере

прим.ред.: Моя камера с увеличителем видоискателя Tenpa 1.36x

evtifeev.com


Смотрите также