Братья Люмьер - родоначальники кинематографа. Луи и Огюст Люмьеры. Братья люмьер фотоаппарат


как братья Люмьер впервые стерли эту грань? / Блог компании Mail.Ru Group / Geektimes

На днях исполнилось 152 года с момента рождения одного из братьев Люмьер — Луи Жана Люмьера. Братья Люмьер известны как изобретатели кинематографа и родоначальники французской кинорежиссуры, но на этом список их достижений не заканчивается. Сначала они сделали технологию черно-белой фотографии доступной для любителей, в то время как ее могли себе позволить только профессионалы, а затем повторили успех и с цветной фотографией.

Опыты в области создания движущихся изображений проводились и до первого платного киносеанса, состоявшегося в 1895 году. Однако Люмьеры первыми построили аппарат, позволяющий не только запечатлевать на пленку события продолжительностью чуть более 50 секунд, но и проецировать отснятый материал на экран. Аппарат Люмьеров был легким и удобным, поэтому запатентованное в феврале 1895 году название «кинематограф» открыло целую эру кино в искусстве.

Кинетограф — аппарат для записи движущегося изображения на кинопленку

До Люмьера движущиеся картинки показывал фенакистископ Жозефа Плато (1829), зоотроп Уильяма Джорджа Горнера (1833) и зоопраксископ Эдварда Мейбриджа (1879). Быстрее всех в работе продвинулся Томас Эдисон, представивший в 1889–1891 годах кинетограф и кинетоскоп — аппараты для записи и воспроизведения подвижных изображений. Но эта техника обладала большим недостатком — на кинетоскопе только один человек мог смотреть фильм через окуляр, в то время как Луи Жан Люмьер создал аппарат, показывающий фильмы на большом экране.

Изобретательские навыки Луи развивал, обучаясь в промышленной школе, одновременно помогая отцу на фабрике фотоматериалов. В 1895 году Луи изобрел киноаппарат для съемки и проекции «движущихся фотографий», пригодный для коммерческого использования. Затем он запатентовал устройство и назвал его «кинематограф». Прибор представлял собой усовершенствование эдисоновского «кинетографа». Кадровая частота съемки и показа составляла 15 кадров в секунду. При этой частоте продолжительность фильма, помещающегося на стандартную бобину 35-миллиметровой пленки, составляла 40–50 секунд.

Выход рабочих с фабрики

Братья Люмьеры — Огюст Луи Мари Николя и Луи Жан начали работать вместе. Пока Луи занимался технической стороной кинематографа и изобретательством, Огюст выполнял функции организатора и менеджера. И уже 28 декабря 1895 года они смогли организовать в подвале «Гран-кафе» первый публичный платный сеанс на бульваре Капуцинок в Париже. Братья показали сценки, в основном снятые на натуре: «Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка», постановочный комедийный скетч «Политый поливальщик» и другие.

Фильмотека была составлена таким образом, чтобы показать все возможности своего «кинематографа»: домашняя съемка, художественная съемка и репортажная. А некоторые фильмы задумывались как проморолики новой технологии. «Выход рабочих» демонстрировал солидность фабрики Люмьеров, а «Делегаты покидают зал» был отснят накануне показа, и зрители могли узнать себя на экране — так Люмьеры показывали скорость кинопроцесса. Особым достоинством «кинематографа» является съемка не в павильоне, а на улице при дневном свете. Фильм удавалось очень быстро приготовить к просмотру и показать не одному зрителю, а целой аудитории. Технология братьев Люмьер позволила впервые в истории фиксировать на пленке жизнь во всех ее проявлениях.

За вход братья Люмьер брали по одному франку. Выручка от этого сеанса составила 35 франков. Знаменитая лента «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты», вопреки распространенному мнению, не была представлена на сеансе. Ее показ состоялся в январе того же года.

Весной 1896 года братья Люмьер показали свой фильм на Парижской выставке и были признаны изобретателями кинематографа. После этого они отправились в мировое турне, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей, способствуя распространению кинематографа по всей Европе.

«Политый поливальщик» — первая в мире кинокомедия

Вместе с появлением массового кинематографа появился и новый киноязык. Братья Люмьер сняли с плавно движущейся платформы (гондолы) фильм о Венеции. Сейчас такой прием называют «тревелингом». Они сняли первую кинохронику («Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», 1895) и первое игровое кино («Политый поливальщик», 1895).

Скорость вращения ручки камеры влияла на эффект комизма или драматизма; появились различные способы монтажа, а для того чтобы развеселить публику, ролики показывали задом наперед. Появились первые «парадные» сюжеты — коронации, награждения, официальные приемы, и техника их съемки не сильно отличалась от современного телевидения.

С 1898 года Луи занимался только производством киноаппаратуры и фотопленки, затем продал патенты и продолжил свои опыты в области объемного и цветного кино.

В 1903 году Луи продолжил свои открытия в другой области — фотографии. Ему удалось запатентовать способ получения цветной фотографии — «Автохром», который использовался вплоть до 1935 года. Автохром — первая массовая технология производства цветной фотографии. Автохром состоял из стеклянной пластины, на которую наносился слой лака. Этот слой лака покрывался слоем крахмала, состоящего из микроскопических гранул, окрашенных в красный, зеленый и синий цвета, пространство между гранулами заделывалось черной сажей. Гранулы работали в качестве цветных светофильтров. Затем цветной слой покрывался защитным слоем и черно-белой эмульсией.

Один из первых автохромных снимков

В Автохроме основное изображение было черно-белым, а слой цветных гранул при просмотре на свету превращал черно-белое изображение в цветное. В 1907 году Луи оптимизирует процесс и запустит промышленное производство таких пластин. Каждый день стали выпускать порядка 6000 пластин, позволяя даже любителям делать цветные фотографии простым способом. Компания Луи была одной из крупнейших в Европе производителей фотопринадлежностей до 60-х годов ХХ века.

С точки зрения восприятия, изображения, полученные при помощи технологии Автохром, выглядят как синтез фотографии и живописи, за счет видимых зернышек крахмала. Приближение к живописи заметно из-за статичности картинки, по причине того, что пластина недостаточно чувствительна.

Один из самых знаменитых кадров в кинематографе

Показ короткометражного фильма «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» стал самым феерическим в истории карьеры братьев Люмьер. Он состоялся в январе 1896 года и произвел фурор: зрители в панике разбегались в стороны от движущегося на них с экрана поезда. «Ожившее» изображение поезда застало врасплох психологически неподготовленных зрителей.

Сюжет был обыденным: на экране появлялась остановка поезда у железнодорожной платформы вокзала города Ла-Сьота и вдоль вагонов прогуливались пассажиры. Эффект «реальности» движущегося поезда достигался за счет движения в перспективе, который братья Люмьер показали впервые в истории на плоском экране. Поезд в натуральную величину появлялся издалека, проходил наискось справа налево через весь экран на первый план и уходил за левый край экрана, создавая ощущение пространства. Одним из важнейших выразительных средств этого фильма стал непрерывный переход от общего к среднему и крупному планам при неподвижной камере.

В этом фильме были впервые показаны съемки людей общим, средним и крупным планом. Пассажиры, которых попросили приехать на поезде, были друзьями и родственниками братьев Люмьер. Из-за этого фильм ошибочно называют первым в мире постановочным фильмом. Но его опередил «Политый поливальщик», премьера которого состоялась на 9 дней раньше.

В наше время фильм «Прибытие поезда» вошел в список «Самых страшных сцен кинематографа» по версии сайта Filmsite.org.

Просматривая кино, мы воспринимаем события на экране предельно реально, но всегда осознаем, что являемся участниками восприятия произведения искусства, а не реального события. Эта грань тем отчетливее проявлялась, чем стремительнее развивалось и распространялось кино. Сейчас сложно себе представить, чтобы движущийся поезд на экране заставил бы нас разбегаться в страхе в стороны, но поезд Люмьеров заставил публику испытать именно это. Тогда поезд воспринимался реально, а не «виртуально». Кино не было массово распространено и у публики не сформировалось устойчивое восприятие фильма, как другой реальности.

Тем, чем был поезд Люмьеров для французской публики девятнадцатого века, для нас является виртуальная реальность. Она создает специфическую среду при помощи компьютерной графики и позволяет участнику быть погруженным в эту среду и действовать в ней.

В отличие от кино, виртуальный мир нацелен не на изображение жизни, а на ее свободное моделирование. Это можно представить в виде серии жизней человека, активно использующего все органы чувств и способы реагирования на внешние раздражители. Он может использовать «переселение душ» и перевоплощаться в кого угодно. Но для такого перевоплощения, как ни странно, очень важно осознание участником своего собственного «Я», чтобы оставалась некая дистанция между «Я» реальным и «Я» виртуальным. Тогда человек получает необходимый ему эстетический опыт от виртуальной реальности.

Наверное, каждый, временами, хотел оказаться в атмосфере того или иного фильма, стать не только наблюдателем происходящего, но и активным участником. Создать для себя подходящего персонажа, который, возможно, не был бы похож на реального «Я».

Кино позволило нам создавать и наблюдать другую реальность в режиме настоящего времени, погружаясь в ее восприятие. Виртуальность открыла перед нами совсем другую перспективу — перспективу реализаций наших мечтаний о перевоплощениях и желании оказаться «в другом месте и в другой час». С развитием технологий степень нашего погружения в эту реальность будет неизменно расти.

К точке пересечения кинематографа и виртуальности мы пришли своим путем. В честь 18-летия компании мы запускаем в московском офисе Gear VR-кинотеатр. Виртуальная реальность создана на основе технологии Samsung Gear VR, которая позволяет смотреть видео в формате 3D 360 градусов.

15, 16 и 17 октября Gear VR-кинотеатр будет открыт для всех желающих по предварительной записи. Записывайтесь на сеанс по ссылкам: суббота (день 18-летия Mail.Ru Group), воскресенье, понедельник.

Пока это лишь некоммерческий эксперимент, рассчитанный на короткие пользовательские сессии. Транслировать в кинотеатре мы будем ролик по собственному сценарию. О чем он? Сюрприз! Приготовьтесь к путешествию в город будущего.

geektimes.ru

Братья Люмьер - родоначальники кинематографа. Луи и Огюст Люмьеры

Братья Люмьер - люди, чьи имена окутаны таким количеством легенд и небылиц, что разобраться, где правда, а где вымысел, очень сложно. Но мы попробуем.

В октябре 1862 года в Безансоне на свет появился старший из братьев, Люмьер Огюст Луи Мари Николя. Он родился в семье изобретателя Антуана Люмьера, сколотившего небольшое состояние на производстве и продаже фототоваров.

Через два года, в октябре 1864, родился младший из Люмьеров, Луи Жан. С детства характер и склонности мальчиков отличались. Тихий и болезненный Луи много времени проводил дома с отцом, занимаясь творчеством. Он любил живопись, скульптуру и музыку. Тогда же перенял у отца страсть к изобретательству.

Застенчивый и любознательный Огюст увлекался фотографией и медициной. Позже он не только присоединится к бизнесу отца, но и откроет свою клинику и фармакологическую лабораторию.

Начало карьеры братьев в области фотографии

В 1882 году отец братьев купил в Лионе большой участок, на котором построил фабрику по производству фотопластин. В самом начале ее работы Антуана чуть не постигло банкротство, которое удалось предотвратить благодаря Луи. Он изобрел новые фотопластинки, качественно отличающиеся от предыдущих. Его “Голубые этикетки” подарили возможность делать быстрые фотографии. Старая технология с применением эмульсии бромистого серебра делала процесс фотографирования чрезвычайно долгим.

Постепенно Луи и Огюст Люмьеры сформировали настоящий тандем, где каждому была отведена определенная роль. Изобретательный Луи отвечал за технологический процесс, а Огюсту была отведена роль менеджера, с которой он отлично справлялся.

Изобретение синематографа

Наконец в 1889 году отец привез из Парижа новое изобретение Томаса Эдисона - кинетоскоп с набором из двенадцати крошечных фильмов. Это было громоздкое сооружение, которое позволяло смотреть кино только в одиночку, заглядывая в маленькое окошко в корпусе.

На его основе Люмьер Луи Жан создал новое устройство - синематограф. Это было настоящее портативное ателье. Прибор позволял производить видеосъемку, печатать позитивы и демонстрировать видео. Нужно было только открыть дверцу и установить позади прибора сильный источник света. Пленка перемещалась, и на экране создавалось движущееся изображение.

Вот почему правильным будет считать родоначальником кинематографа именно Эдисона. Братья признавали его первенство в изобретении кинетоскопа и даже платили ему откупные, когда демонстрировали свои фильмы в США.

Стоит сказать, что вначале Люмьеры главным делом своей жизни считали фотографию, а к кино относились с некоторым пренебрежением и не видели в нем будущего. Несмотря на это, они продолжили работать над технологией, ведь они были бизнесменами и не привыкли упускать выгоду, а кино тогда только начинало входить в моду.

По свидетельствам современников, Луи и Огюст Люмьеры были неразлучны, они работали по пятнадцать часов в сутки, но все равно каждое утро встречались за завтраком. Даже женитьба Огюста на Маргарет Винклер в 1893 году ничего не изменила в их отношениях, и через год Луи женился на сестре Маргарет - Розе.

Первый киносеанс

И вот 28 декабря 1895 года в Париже, сняв за тридцать франков в день “Гранд кафе” на Бульваре Капуцинок, 14, они устроили первый в мире публичный киносеанс. Входной билет стоил один франк. Братья организовали в подвале кинозал и один из них, крутя ручку синематографа, проецировал изображение на белый экран. Кстати, перфорировать края кинопленки придумал тоже Луи.

Зрители могли увидеть десять первых фильмов братьев Люмьер, длиной не более минуты каждый. Вопреки всеобщему убеждению, среди них не было знаменитого “Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота”, поскольку он вышел на экраны только в январе следующего года.

Первые кинокартины

В число картин, показанных в этот вечер, вошел один из самых известных фильмов братьев - "Выход рабочих с фабрики Люмьер". Существует три официально признанных версии этого фильма, что говорит о серьезном и творческом подходе братьев к съемочному процессу. Причем все три версии были продемонстрированы публике, о чем говорят газетные репортажи.

По мнению экспертов, все три версии были сняты в один день, об этом говорят особенности освещения и расположения теней. Этот фильм может считаться первым в истории кино, т. к. впервые он был показан публике 22 марта 1895 года на конференции французских фотопромышленников.

В списке фильмов первого кинопоказа была картина “Политый поливальщик”, которую можно считать первым комедийным постановочным фильмом. Есть версия, что сюжет фильма взят из жизни. Так подшучивать над старым садовником, наступая на шланг, любил младший брат Люмьеров - Эдуард, после трагически погибший в Первую мировую войну.

Кстати, не исключено, что на экране тот самый садовник, т. к. братья не тратили время на поиск актеров для своих фильмов и задействовали в них всех, кто мог подойти на роль: прислугу, рабочих своего завода, своих и чужих детей.

В картине “Завтрак младенца”, показанной в этот день, участвует дочь Огюста - Андре. В 1918 году в возрасте 24 лет она умрет от гриппа.

Дальнейшее развитие кинематографа и фотографии

В первый вечер братья продали всего тридцать пять билетов. Негусто, учитывая расходы, но интерес публики стремительно рос, кинопоказы стали регулярными, и уже через три месяца братья зарабатывали по две тысячи франков за ночь.

Чтобы оживить атмосферу немого кино, Люмьеры начали приглашать таперов: пианистов и саксофонистов, чтобы они сопровождали кинопоказ музыкальными произведениями, соответствующими фильму.

«Гранд-кафе» стало кинотеатром, и братья отправили своих киномехаников в Европу, для пропаганды синематографа и съемки новых интересных сюжетов о всемирных достопримечательностях и мировых событиях, например, о коронации Николая II.

Сами же братья отправились в турне по Японии, Индии и Китаю. И к 1903 году кинотека братьев насчитывала уже более двух тысяч фильмов. После Второй мировой войны коллекция, включая первые фильмы братьев Люмьер, перешла к Академии наук Франции.

Луи работал не только над изображением, но и над цветом. Благодаря его изобретениям до нас дошли цветные фотографии, сохранившие документальные свидетельства жизни рубежа XIX-XX веков.

Уход из кинематографа

Огюст первым оставил совместный семейный бизнес и всерьёз занялся медициной. Свой последний фильм - "Страсти Иисусовы" - Луи снял в 1898 году, и после занимался исключительно производством киноаппаратуры. Через несколько лет продал патенты и посвятил себя исследовательской работе в области цветного и объемного кино.

Фотография и кино - не единственные сферы применения талантов братьев. В Первую мировую они сделали немало изобретений в области медицины. Луи всерьез занимался протезированием, а Огюст изобрел специальные повязки для заживления ожогов и ран.

Луи скончался 6 июня 1948 года в возрасте восьмидесяти трех лет. Огюст умер 10 апреля 1954 года на девяносто первом году жизни.

Институт Люмьер

В 1975 году огромная фабрика Люмьер была почти полностью разрушена. Остался только один ангар, тот самый, знаменитый, из которого выходили рабочие в первом фильме братьев. Власти обратили внимание на строение. Ангар стал считаться историческим памятником и его использовали как основу при строительстве большого комплекса, посвященного семье Люмьер.

Огромную территорию, где когда-то располагались корпуса завода, теперь занимает “Институт Люмьер”. В нем проводятся фестивали, творческие встречи и мастер-классы, демонстрируются современные фильмы талантливых режиссеров, а также старые киноленты, в том числе “Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота”. В комплекс вошли музей братьев Люмьер, парк, кинотеатр и «Школа Луи Люмьер». Институт стал одной из главных достопримечательностей Лиона.

Кинопремия Люмьер

В 2009 году в рамках кинофестиваля имени Братьев Люмьер, ежегодно проходящего в Лионе, институт учредил Премию Люмьер. Она присуждается людям, внесшим заметный вклад в развитие мирового кинематографа. Тьерри Фремо, директор Института Люмьер, считает, что со временем эта премия станет альтернативой Нобелевской в области кинематографии.

fb.ru

История одного патента: Эволюция видеокамеры от братьев Люмьер до наших дней

В далеком 1895 году братья Люмьер, возможно, и не подозревали, как изменит мир их патент. Видеосъемка, экшн-камера, “слоу-мо”, кино, Оскар, Берлинале, несчастный Леонардо Ди Каприо и счастливчик Уолт Дисней — вот лишь малый перечень заслуг того самого изобретения.

Редакция Droider любит не только смотреть видеоролики, но и снимать, поэтому с легкой руки передставляет эволюцию видеокамеры — от тех самых Луи Жана и Огюста Луи Мари Николя Люмьер до наших дней.

6 января 1896 года братьями была представлена знаменитая черно-белая документальная короткометражка, ставшая одним из первых фильмов в истории. Конечно же, речь идет о “Прибытии поезда на вокзал Ла-Сьота”, который по хронометражу длился меньше 1 минуты. Фильм впервые в истории кинематографа показал на экране движение в перспективе — перемещение поезда создавало эффект пространства. Кроме того, в первый раз одном кадром были показаны люди общим, средним и крупным планами.

Мало кто знает, но во время премьеры многие зрители, сидевшие в зале, были шокированы увиденным. Им казалось, что движущийся поезд вот-вот протаранит экран и въедет в зрительный зал. Вот так немного парадоксально была положена эра Чарли Чаплина и немого кино.

Годs сменяли друг друга и грубые, на ручном питании, огромные камеры видоизменялись вслед за прогрессом, однако механика изобретения братьев Люмьер использовалась несколько десятилетий кряду. Ситуация начала кардинально меняться только в 80-х, когда на свет начали появляться первые аналоговые видеоролики.

Это случилось 11 мая 1980 года — именно тогда на рынок вышла легендарная видеокамера от Sony, точнее экспериментальная модель. Естественно, качество изображения оставляло желать лучшего, но это был переворот. С того момента аппаратура стала не только гораздо компактнее, но и позволяла снимать в цвете.

Настоящая война за потребителя начинается с 1985 года, когда японская компания выпускает видеопленку аналогового стандарта Video 8, а компания JVC вводит формат VHS-C — “компактную” версию VHS. Записывающее устройство и камера теперь были неразлучны. Так появилась видеокамера-камкордер.

Даже несмотря на качество “картинки”, в конце 80-х и в начале 90-х годов видеокамеры сметали с полок магазинов техники. На такой потребительский “бум” отчасти повлияли популярные телепрограммы аля «Сам себе режиссер» и “Лучшее домашнее видео”, где демонстрировались забавные любительские клипы.

В 1995 году произошел новый виток в истории: появляется первая цифровая камера формата miniDV — Sony DCR-VX1000. Ее цена была значительно дороже аналоговой, но по качеству изображения ей не было равных.

В 2001 году японские инженеры сделали казалось бы невозможное: вся информация записывалась не на громоздкие кассеты, а на флеш-накопители, что заметно упростило использование камеры как в бытовых условиях, так и в процессе профессиональной съемки.

В 2002 году миру предстал Sanyo SCP-5300 — первый телефон со встроенной камерой. Несмотря на то, что изображение получалось отвратного качества, он был дебютантом, положив дальнейшее развитие технологии.

Возможно, в будущем нас ждет новый переворот. Камеры уже проникли в смартфоны, компьютеры, планшеты, медиаплееры и продолжают интегрироваться в другие виды бытовой техники.

С 1895 года человечество пережило несколько форматов и вариаций видеотехники, кино прочно осело в людском сознании, а премия Оскар стала таким же важным событием в жизни индивидуума, как Новый год или День рождения. Один патент изменил представление человека о мире, как бы это пафосно ни звучало, за что большое спасибо стоит сказать братьям Люмьер.

droider.ru

История первых шагов кинематографа | Сайт о Якове Щукине и его знаменитом саде «Эрмитаж»

Огюст и Луи Люмьер родились во Франции в г.Безансон (Besançon). В 1870г. они вместе с отцом Антуаном Люмьером (1840-1911), который был фотографом и художником, переезжают в г.Лион (Lyon). В 1882г. их отец приобретает большой участок земли в одном из районов Лиона, Монплезир, и строит крупнейшую в Европе фабрику по производству фотоматериалов. Огюст и Луи работали управляющими на этой фабрике. Появление в 1894г. в Париже "кинетоскопа" - нового изобретения Эдисона, вдохновило братьев на создание собственного аппарата. Вскоре главный инженер-механик фабрики Люмьеров, Муассон (Moisson), сконструировал рабочий прототип камеры, который был запатентован в феврале 1895г. под названием "Синематограф". Этот аппарат мог быть использован не только для съемки, но также и для проекции на экран изображения зафиксированного на пленке. В этом было существенное отличие этого аппарата от множества других появлявшихся в то время подобных изобретений. Немаловажной была также компактность и простота конструкции. Первые фильмы "Lumiere Cinematographe" по продолжительности были около 50 секунд. Они были сняты за один сеанс, камерой, зафиксированной на треноге, за такой же отрезок времени.

Днем рождения коммерческого кинематографа, по праву считается - 28-го декабря 1895г. В Париже, в Салоне "Гран-кафе", бульвар Капуцинок, 14. (Salon du Grand Cafe, 14 Boulevard des Capucines, Paris) - в этот день состоялся первый общественный показ коротких фильмов снятых Луи Люмьером.

За один франк посетитель имел возможность смотреть происходящее на экране в течении одного сеанса продолжительностью примерно 15 минут. Уже первый сеанс принес прибыль 35 франков, что оказалось достаточным, чтобы оплатить аренду помещения, составлявшую 30 франков. В дальнейшем был арендован более вместительный концертный зал "Олимпия". Обычный доход за день демонстрации составлял не менее 2500 франков. Вдохновленные успехом у парижской публики, братья Люмьер приступили к освоению массового производства своей камеры, которая была очень скоро востребована во всем мире.

Знаменитый аппарат "Синематограф" братьев Люмьер.

Специально обученные операторы были разосланы компанией братьев Люмьер буквально по всему миру для съемки и демонстрации кинолент. Эра кинематографа началась!

20 февраля 1896г. - состоялся первый показ в Лондоне, в июне 1896г. - кинематограф достиг Нью Йорка.

Первые шаги. Появление кинематографа в России. Первый показ новейшего изобретения братьев Люмьер в России - состоялся всего через пять месяцев после первого показа в Париже!4(16) мая 1896 г. Петербург - в летнем саду "Аквариум", между вторым и третьим актами оперетты "Альфред-паша в Париже".

Кадр фильма "Прибытие поезда на вокзал", Луи Люмьер (1895)

14(26) мая 1896 г. - в саду «Эрмитаж» Якова Щукина , состоялся первый общедоступный сеанс просмотра новейшего изобретения в Москве. - киносеанс “живой движущейся фотографии синематографа Люмьера” по окончании оперетты "Славный тестюшка".

Кадр фильма "Выход рабочих с фабрики Люмьера", Луи Люмьер (1895)

В программу первых показов входило десять фильмов, снятых Луи Люмьером: "Улица Республики в Лионе", "Прибытие поезда на вокзал", "Выход рабочих с фабрики Люмьера", "Завтрак ребенка ", "Игра в экарте", "Политый поливальщик" и др. Сеансы продолжались примерно 15 минут.

В течение лета 1896 года аппарат Люмьера побывал во многих крупных городах Российской Империи - Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону.

В 1919 году Луи Люмьер был избран членом Французской академии наук. В 1946 году, он передает Французской синематеке около 1800 лент. Во Франции была учреждена премия имени Люмьера, ежегодно присуждаемая за достижения в документальном кино.

www.schukin.info

Братья Люмьер, оживившие фотографию - Кино

Удивительно, как далеко человечество может шагнуть вперед всего лишь за двести лет. Были придуманы фотография, паровоз, атомная бомба, электрические сети и приборы. После того как появилась полноценная фотография, которая быстро разрослась в новый бизнес, люди стали активно думать над проблемой анимирования фотоснимков.

Попытка создать кинематограф проводилась параллельно в нескольких странах изобретателями, чьих имен история не сохранила. Принцип работы был понятен всем, но другое дело — попытка запустить картинку с помощью проектора. Первые прототипы устройства работали из рук вон плохо, быстро ломались и были даже опасны в эксплуатации. Только в 1985 году один изобретатель и один делец от природы смогли собрать работающий проектор, который был ими же запатентован.В подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в красивом городе Париже после Рождества произошел первый пробныйпоказ нового чуда технического прогресса. Сыновья художника, увлекавшегося фотографией и содержавшего небольшой заводик по производству фотоматериалов, были далеко не первыми изобретателями проектора и самой идеи кинематографа. Они были теми, чьи имена сохранила история и чей опыт был более-менее успешным. «Движущиеся картинки» были даже у Томаса Эдисона и назывались «кинетоскопом». Жан Луи, окончивший промышленную школу, стал фотографом и продолжал работать на фабрике отца. Именно этот человек создал проектор, но если бы рядом не было бойкого братца, вряд ли он смог бы выжать что-то из своего изобретения. На все воля случая, и наш герой не создал бы ничего путного, если бы в один момент на него не напала страшная бессонница. Конечно, озарение снизошло на младшего Люмьера не просто так.

И Луи, и Огюст работали над заданием отца, который производил на своей фабрике «голубые этикетки» — желатино-бромовые пластины, позволяющие делать фотографию куда более простыми методами, чем они делались обычно. В некотором роде «этикетки» были материалами для непрофессионалов, с их помощью фотография стала более доступной для широких масс. Это изобретение сделало возможной фотографию на пленэре. Отец братьев отличался исключительным нюхом на прибыльные новинки, подающие надежды. Один кинематоскоп он купил для личного пользования, а братьям дал задание найти способ сделать его более приятным в работе.Изобретение Эдисона больше напоминало калейдоскоп, чем проектор. Чтобы смотреть ролики, нужно было постоянно стоять в неудобном положении и глазеть в окуляр. Начало XX века было эпохой новейших открытий, была изобретена пленка из целлюлозы, техника анимированного рисунка, «биоскопы» и «фантаскопы». Жан Луи просто воспользовался достижениями других людей, выбрав из них наиболее удачные. Так на свет без особого энтузиазма со стороны создателя появилось устройство под названием «синематограф». Огюст, уговоривший своего брата запатентовать изобретение, занимался организаторской стороной вопроса, на лавры не претендовал, участвуя в деле скорее за компанию и чтобы компенсировать отсутствие инициативы у младшего брата.Основным достоинством аппарата была легкость и удобство съемки. Устройство немного опередило свое время, сделавшись не только производительной, но и удобной камерой. 28 декабря 1895 года, после Рождества, произошел первый платный показ фильмов. Фактически это был не первое подобное мероприятие, потому что братья часто демонстрировали результаты своего труда бизнесменам и инвесторам. Это был даже не первый показ фильма для широкой публики.Событие на бульваре Капуцинок стало первым сеансом кино за деньги. Знаменитый фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота́» не показывали во время знаменитой встречи, он был продемонстрирован искушенной публике чуть позже. До братьев Люмьер изобретатели демонстрировали ролики из жизни людей и животных, но изобретение братьев изменило еще не родившееся искусство. «Политый поливальщик» и «Выход рабочих из фабрики» не особо удивляли публику, но ролик «Завтрак ребёнка» буквально всколыхнул людей в кафе. Что удивительного в движущейся картинке, на которой ребенок ест? Людей поразило, что листва на заднем плане шевелилась от дуновения ветерка. Для человека конца XIX века это было… слишком реалистично. Кино воспринимали только как ожившую фотографию, которая пытается напоминать театр.

Братья сделали новую индустрию, которая воспроизводила реальность пугающе реально. Происходящее на экране было многослойным, своеобразным и не похожим не на что другое. Миф о том, что «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота́» заставляло людей убегать из места показа в ужасе, — это преувеличение, но удивила лента первого зрителя еще как. Хитрый брат Огюст умудрился получить в союзники инженера Жюля Карпантье, который создал самый передовой фотоаппарат своего времени. Жюль имел все шансы самостоятельно создать аппарат для кино, но теперь он работал на братьев и создавал синематографы. За год было изготовлено 200 аппаратов. Первые показы после пришедшей популярности проходили в мюзик-холлах, интересный рекламный ход Огюста собирал людей, желающих увидеть себя на экране: братья снимали сюжеты для разных фильмов прямо на месте показа. Сотни городов по всему миру заполонили люди братьев с симематографами, снимающие жизнь людей и демонстрирующие им их же жизнь. Братья ушли из своего крайне успешного бизнеса на удивление быстро. Существует огромное множество разных версий, есть и мистические, которые намекают, что Луи или Огюст заключили договор с дьяволом. Но все куда проще, не нужно мистификации!

Огюст и Луи были умными ребятами и прекрасно понимали, что кино в таком зачаточном состоянии больше напоминало ярмарочный балаган. Братцы не верили в свое детище и решили ковать железо, пока горячо. Их изобретение быстро устарело, потому что были придуманы другие технологии. В мае 1897-го во время одного из показов произошел пожар, который унес жизни 130 людей. Поезда и едящие мальчики не могли конкурировать с полетами на Луну Жоржа Мельеса. Братья ушли из бизнеса очень вовремя. Попытка перенести театр в кино с треском провалилась. Братья Люмьер сняли довольно продолжительный ролик с актерами про страсти Христовы, но зрители не понимали такого сплава искусства. Интересно, что конкуренты, выпустившие похожий фильм, стали куда более успешными, чем бывшие фавориты. Скандал с попыткой провести ленты в Америку тоже отрицательно повлиял на все планы братьев.

Патентное агентство Эдисона утверждало, что синематограф — нарушение авторской собственности. Кроме того, американцы активно выступали за свое собственное кинопроизводство и ввели на него монополию. Чем стали заниматься братья после того, как ушли от дел? Они вернулись к любимой фотографии и стали разрабатывать первые цветные снимки. У них это даже получилось: Луи создал «автохром» — метод первой цветной фотографии.

cinematographua.livejournal.com

Братья Люмьер, оживившие фотографию | BroDude.ru

Удивительно, как далеко человечество может шагнуть вперед всего лишь за двести лет. Были придуманы фотография, паровоз, атомная бомба, электрические сети и приборы. После того как появилась полноценная фотография, которая быстро разрослась в новый бизнес, люди стали активно думать над проблемой анимирования фотоснимков. Попытка создать кинематограф проводилась параллельно в нескольких странах изобретателями, чьих имен история не сохранила. Принцип работы был понятен всем, но другое дело — попытка запустить картинку с помощью проектора. Первые прототипы устройства работали из рук вон плохо, быстро ломались и были даже опасны в эксплуатации. Только в 1985 году один изобретатель и один делец от природы смогли собрать работающий проектор, который был ими же запатентован. В подвале «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в красивом городе Париже после Рождества произошел первый пробный показ нового чуда технического прогресса.

Сыновья художника, увлекавшегося фотографией и содержавшего небольшой заводик по производству фотоматериалов, были далеко не первыми изобретателями проектора и самой идеи кинематографа. Они были теми, чьи имена сохранила история и чей опыт был более-менее успешным. «Движущиеся картинки» были даже у Томаса Эдисона и назывались «кинетоскопом».Жан Луи, окончивший промышленную школу, стал фотографом и продолжал работать на фабрике отца. Именно этот человек создал проектор, но если бы рядом не было бойкого братца, вряд ли он смог бы выжать что-то из своего изобретения. На все воля случая, и наш герой не создал бы ничего путного, если бы в один момент на него не напала страшная бессонница. Конечно, озарение снизошло на младшего Люмьера не просто так. И Луи, и Огюст работали над заданием отца, который производил на своей фабрике «голубые этикетки» — желатино-бромовые пластины, позволяющие делать фотографию куда более простыми методами, чем они делались обычно. В некотором роде «этикетки» были материалами для непрофессионалов, с их помощью фотография стала более доступной для широких масс. Это изобретение сделало возможной фотографию на пленэре.

Отец братьев отличался исключительным нюхом на прибыльные новинки, подающие надежды. Один кинематоскоп он купил для личного пользования, а братьям дал задание найти способ сделать его более приятным в работе. Изобретение Эдисона больше напоминало калейдоскоп, чем проектор. Чтобы смотреть ролики, нужно было постоянно стоять в неудобном положении и глазеть в окуляр. Начало XX века было эпохой новейших открытий, была изобретена пленка из целлюлозы, техника анимированного рисунка, «биоскопы» и «фантаскопы». Жан Луи просто воспользовался достижениями других людей, выбрав из них наиболее удачные. Так на свет без особого энтузиазма со стороны создателя появилось устройство под названием «синематограф». Огюст, уговоривший своего брата запатентовать изобретение, занимался организаторской стороной вопроса, на лавры не претендовал, участвуя в деле скорее за компанию и чтобы компенсировать отсутствие инициативы у младшего брата.Основным достоинством аппарата была легкость и удобство съемки. Устройство немного опередило свое время, сделавшись не только производительной, но и удобной камерой. 28 декабря 1895 года, после Рождества, произошел первый платный показ фильмов. Фактически это был не первое подобное мероприятие, потому что братья часто демонстрировали результаты своего труда бизнесменам и инвесторам. Это был даже не первый показ фильма для широкой публики. Событие на бульваре Капуцинок стало первым сеансом кино за деньги.

Знаменитый фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота́» не показывали во время знаменитой встречи, он был продемонстрирован искушенной публике чуть позже. До братьев Люмьер изобретатели демонстрировали ролики из жизни людей и животных, но изобретение братьев изменило еще не родившееся искусство. «Политый поливальщик» и «Выход рабочих из фабрики» не особо удивляли публику, но ролик «Завтрак ребёнка» буквально всколыхнул людей в кафе. Что удивительного в движущейся картинке, на которой ребенок ест? Людей поразило, что листва на заднем плане шевелилась от дуновения ветерка. Для человека конца XIX века это было… слишком реалистично. Кино воспринимали только как ожившую фотографию, которая пытается напоминать театр. Братья сделали новую индустрию, которая воспроизводила реальность пугающе реально. Происходящее на экране было многослойным, своеобразным и не похожим не на что другое. Миф о том, что «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота́» заставляло людей убегать из места показа в ужасе, — это преувеличение, но удивила лента первого зрителя еще как.

Хитрый брат Огюст умудрился получить в союзники инженера Жюля Карпантье, который создал самый передовой фотоаппарат своего времени. Жюль имел все шансы самостоятельно создать аппарат для кино, но теперь он работал на братьев и создавал синематографы. За год было изготовлено 200 аппаратов. Первые показы после пришедшей популярности проходили в мюзик-холлах, интересный рекламный ход Огюста собирал людей, желающих увидеть себя на экране: братья снимали сюжеты для разных фильмов прямо на месте показа. Сотни городов по всему миру заполонили люди братьев с симематографами, снимающие жизнь людей и демонстрирующие им их же жизнь.

Братья ушли из своего крайне успешного бизнеса на удивление быстро. Существует огромное множество разных версий, есть и мистические, которые намекают, что Луи или Огюст заключили договор с дьяволом. Но все куда проще, не нужно мистификации!Огюст и Луи были умными ребятами и прекрасно понимали, что кино в таком зачаточном состоянии больше напоминало ярмарочный балаган. Братцы не верили в свое детище и решили ковать железо, пока горячо. Их изобретение быстро устарело, потому что были придуманы другие технологии. В мае 1897-го во время одного из показов произошел пожар, который унес жизни 130 людей. Поезда и едящие мальчики не могли конкурировать с полетами на Луну Жоржа Мельеса. Братья ушли из бизнеса очень вовремя.

Попытка перенести театр в кино с треском провалилась. Братья Люмьер сняли довольно продолжительный ролик с актерами про страсти Христовы, но зрители не понимали такого сплава искусства. Интересно, что конкуренты, выпустившие похожий фильм, стали куда более успешными, чем бывшие фавориты. Скандал с попыткой провести ленты в Америку тоже отрицательно повлиял на все планы братьев. Патентное агентство Эдисона утверждало, что синематограф — нарушение авторской собственности. Кроме того, американцы активно выступали за свое собственное кинопроизводство и ввели на него монополию.

Чем стали заниматься братья после того, как ушли от дел? Они вернулись к любимой фотографии и стали разрабатывать первые цветные снимки. У них это даже получилось: Луи создал «автохром» — метод первой цветной фотографии.

brodude.ru

Камера, мотор!

13 февраля 1895 года братья Луи и Огюст Люмьеры запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения. Этот день считается Днем рождения кинокамеры – одного из изобретений, которое перевернуло мир. Как обычно, не обошлось без легенды. Если теория Ньютона появилась благодаря яблоку, упавшему на голову ученому, а таблица Менделеева просто-напросто приснилась великому химику, то появление кинокамеры приписывается [...]

13 февраля 1895 года братья Луи и Огюст Люмьеры запатентовали первый аппарат для получения движущегося изображения. Этот день считается Днем рождения кинокамеры – одного из изобретений, которое перевернуло мир.

Как обычно, не обошлось без легенды. Если теория Ньютона появилась благодаря яблоку, упавшему на голову ученому, а таблица Менделеева просто-напросто приснилась великому химику, то появление кинокамеры приписывается бессоннице. Луи Люмьера мучила головная боль и мешала уснуть. Промучившись до утра, он выдумал к рассвету новое устройство, состоящее из проектора с кулачковым механизмом для подачи перфорированной пленки с изображением. Устройство запатентовали под названием «кинематограф». Так родилась прабабушка современной кинокамеры. Спустя немного времени после открытия патента братья Люмьеры претворили замысел в жизнь.

Изобретатели были молодыми сыновьями богатого лионского фабриканта, производителя фотопринадлежностей. По их мнению, новое изобретение не сулило ничего особенного, о мировой известности братья не задумывались, скорее о небольшом заработке на непродолжительное время. Сняв за 30 франков в день в аренду «Гран кафе» на бульваре Капуцинов, 14, вечером 28 декабря 1895 года они провели платный сеанс. Билет стоил один франк. За эти деньги можно было посмотреть 10 маленьких фильмов, каждый из которых длился менее минуты.

Представление задумывалось как развлекательный аттракцион, причем братья считали, что просуществует он не больше месяца.

Именно на этот срок они уговорили приехать из родного Лиона в Париж одного из рабочих своей фабрики, чтобы он стал киномехаником – крутил ручку проекционного аппарата в синематографе.

Братья оказались непрозорливы: их изобретение не только легло в основу гигантской промышленности, но и дало жизнь новому искусству. Показ, устроенный на бульваре Капуцинов, стал началом новой эпохи в истории человечества. К моменту первого сеанса у Люмьеров было готово уже порядка ста минутных фильмов. Для первой демонстрации Луи Люмьер выбрал десять: девять неигровых и один постановочный. Первым игровым фильмом в истории стал «Политый поливальщик». Первым фильмом, показанным широкой публике, стала документальная съемка «Выход рабочих с завода братьев Люмьер в Лионе». По другой версии – это «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота».

Среди тех, кто был на первом сеансе Люмьеров, случайно оказался иллюзионист и директор театра Робер-Удэн Жорж Мельес. Впоследствии он описывал свои впечатления от того вечера так: «Мы находились перед маленьким экраном, похожим на те, которые мы употребляли для проекций Мольтени, и спустя несколько мгновений на нём появилась неподвижная фотография, изображающая площадь Белькур в Лионе. Немного удивленный, я только успел сказать соседу: «Так это из-за проекций нас потревожили. Я этим занимаюсь десять лет». Не успел я закончить эту фразу, как лошадь, везшая телегу, пошла на нас, а вслед за ней – другие экипажи, потом прохожие, – словом, вся уличная толпа. При виде этого зрелища мы сидели с открытыми ртами и остолбенелые от удивления, пораженные донельзя. Потом нам показали «Стену» с облаком пыли, «Прибытие поезда», «Завтрак ребенка» на фоне деревьев, раскачиваемых ветром, потом «Выход с фабрики Люмьера», наконец, знаменитого «Политого поливальщика». В конце представления все были в упоении и каждый спрашивал себя: каким образом могли достигнуть таких результатов?».

Пораженный Мельес предложил братьям купить кинопроектор за 10 тысяч франков, но они отказались, хотя выручили за первый вечер показа всего 35 франков (это едва покрыло затраты на аренду). Однако вскоре кинематограф стал самым популярным развлечением в Париже. История гласит: «К 1898 году братья Люмьеры, рассылавшие своих кинооператоров по всему миру, включая Россию, увеличили свою фильмотеку до 500 фильмов. Высокие результаты объяснялись универсальностью изобретения: камера Люмьеров могла снимать, проявлять и печатать плёнку, а также с помощью специальной приставки превращаться в кинопроектор».

Ради справедливости надо сказать, что дата 13 февраля весьма условна в обозначении дня рождения конокамеры. На самом деле Люмьеров опередили в организации публичных платных кинопросмотров Акме Ле Рой (Клинтон, 22 февраля 1895 г.), Латам (Нью-Йорк, май 1895 г.), Ле Рой – Латам (Бостон, Чикаго, Норфольк, лето 1895 г.), Складановский (Берлин, ноябрь 1895 г.) и другие.

Однако ни одно из этих представлений из-за несовершенства аппаратов, слабой картинки и небогатого содержания кинофильмов не вызвало такого резонанса во всем мире, как это случилось после Люмьеров.

В России отмечают ещё День российского кино – 27 августа. Хотя премьера первого произведённого в России фильма, созданного российскими кинематографистами (первые фильмы в России снимались ещё операторами Люмьеров), состоялась 15 октября 1908 года. Это был фильм «Понизовая вольница» – вольная постановка песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень» (о Стеньке Разине и княжне). Постановка была произведена одним из самых известных отечественных кинопредпринимателей Александром Дранковым.

Со времен братьев Люмьеров воды утекло много. Современная кино- и фотоиндустрия сделала гигантский шаг вперед.

В списке самых технологичных изобретений прошлого, 2011 года числятся такие технологические чудеса, как камера-мяч компании Computer Graphics Group и гигантская камера «Глаз Америки». Немецкие изобретатели из компании Computer Graphics Group в Берлине создали уникальный шаровой фотоаппарат, который делает панорамную 360-градусную съемку. Все, что требуется от фотографа, это подбросить Throwable Panoramic Ball Camera в воздух. При этом включаются все двухмегапиксельные камеры (их 36), вмонтированные в прибор. В высшей точке полета фотоаппарата-мяча они запечатлевают окружающую обстановку во всех направлениях, включая самого фотографа. При этом 360-градусная фотопанорама получается идеальной, без всяких накладок, так как камеры, встроенные в «мяч», включаются одновременно. При этом Throwable Panoramic Ball Camera можно не только подбрасывать, но и ронять, главное, чтобы фотоаппарат кто-нибудь поймал.

Американский фотограф Деннис Мэнарчи (Dennis Manarchy) изобрел гигантскую камеру, которая так же, как фотокамеры начала двадцатого века, имеет деревянную раму, меха из искусственной кожи и множество медных блестящих деталей. Однако ее длина составляет более 10,5 метра, а размещается она на грузовой автомобильной платформе-прицепе. Эта камера названа им «Глаз Америки» (“The Eye of America”). Деннис Мэнарчи дарит людям возможность познать тайны фотографии в буквальном смысле изнутри, зайдя внутрь камеры-гиганта. Негативы изображений, которые она снимает, имеют размеры 1,8 на 1,37 метра, а снимки, которые можно с них напечатать, могут быть высотой с двухэтажный дом. Разрешающая способность камеры-гиганта в тысячи раз выше самых лучших моделей современных цифровых фотокамер.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

tverigrad.ru


Смотрите также